П. Феруччи. Кем мы можем быть

Из книги: Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. - М.: "REFL-book", 1994. - С. 52-57.

Чтобы выбраться из ловушки, надо знать, что ты в ловушке, надо знать саму ловушку и найти выход.
Я. Лейбовиц

Увидеть целое

Человеку, который много лет искал Истину, сказали пойти в одну пещеру и разыскать там колодец. "Спроси у колодца, что есть Истина, - посоветовали ему, - и он тебе ее откроет".

Найдя колодец, искатель задал ему этот фундаментальный вопрос. Из глубины пришел ответ: "Иди в деревню и там на перекрестке двух дорог ты найдешь то, что ищешь".

Полный надежд и предвкушений, человек побежал в деревню и обнаружил на перекрестке три, ничем не примечательные, лавки. В одной торговали кусочками металла, в другой какими-то деревяшками, а в третьей - тонкой проволокой. По-видимому, к Истине все это никакого отношения не имело.

Разочарованный искатель вернулся к колодцу, чтобы потребовать объяснений, но услышал: "Скоро ты это поймешь". Он попробовал возражать, но ответом было лишь эхо его собственных восклицаний. Рассердившись, что его оставили в дураках, - а именно так он тогда подумал, - искатель отправился дальше в поисках Истины. Шли годы, и история с колодцем постепенно забылась, когда одной лунной ночью он услышал звуки ситара. Музыка была прекрасной и исполнялась с великим мастерством и вдохновением.

Глубоко тронутый ею, искатель истины почувствовал, что его влечет к игравшему на ситаре. Он смотрел на пальцы, танцующие по струнам, а затем стал рассматривать сам инструмент. И тут он неожиданно воскликнул от радости: ситар был сделан точно из таких металлических и деревянных деталей, какие он видел однажды в трех лавках, не придав им тогда никакого значения.

Наконец он понял, о чем поведал ему колодец: нам уже дано все, что нам нужно; наша задача - собрать это воедино и использовать по назначению. Воспринимая отдельные фрагменты, мы не видим в них никакого смысла. Но как только фрагменты соединяются в одно целое, появляется новая сущность, природа которой осталась бы для нас скрыта, если бы мы ограничились рассмотрением отдельных фрагментов.

Процесс такого синтеза - повсеместное явление как в мире природы, так и в мире людей: клетки объединяются в организм, из букв складывается слово, звуки музыки образуют мелодию и т.д. Большой эмпирический опыт показывает, что синтез происходит и в человеческой психике и что отсутствие его порождает серьезные проблемы.

Итальянский психиатр Роберто Ассаджоли заметил, что утрата внутреннего равновесия, ощущение бессмысленности и другие душевные страдания возникают по большей части тогда, когда различные наши внутренние элементы разобщены ил вступают в противоречие друг с другом. Он также отметил, что когда они объединяются во все большие и большие целостности, мы испытываем прилив сил, ощущение благополучия и находим в своей жизни больше смысла.

Обнаружив, что процесс этот протекает естественным образом в каждом человеке, но зачастую бывает заблокирован, Ассаджоли приступил к разработке методов его высвобождения. Первоначально, он занимался психоанализом (в начале века Фрейд считал его одним из основных своих последователей в Италии), однако остался недоволен последним и разработал собственную систему, особое направление практической психологии, открытое для всех достижений, сделанных к тому времени в области образования, психотерапии и медицины. Он назвал эту систему психосинтезом.

Подход Ассаджоли нацелен не просто на улучшение конкретных показателей (на повышение тонуса, усиление концентрации, углубление релаксации и т.д.) или на лечение в смысле избавления от чего-либо. Он нацелен на пробуждение целостности и формирование новой, более широкой структуры отношений в психике человека...

...Изменения в результате такой практики происходят постепенно. Много лет назад, впервые начав выполнять психосинтетические упражнения, я ожидал немедленного переворота. Но ничего особенного со мной, по-видимому, не произошло... И, только спустя некоторое время я осознал, что во мне произошли большие изменения. Впоследствии я наблюдал, что то же самое происходит у большинства людей, применяющих эти упражнения. Мы начинаем осознавать преобразования гораздо позже, чем они начинаются.

У такой задержки есть причина: нашему бессознательному нужно время. Вот как говорит Ассаджоли: "Одной из главных функций бессознательного и в то же время одним из важнейших этапов обучения является обработка полученного опыта и усвоение воспринятого и изученного. Такая обработка, которую можно рассматривать как самое настоящее "созревание психического плода", имеет прямые аналогии с созреванием физического плода. Оба протекают в глубине, скрыто: одно - в материнской утробе, другое - в сокровенных уголках бессознательного, оба представляют собой непроизвольный автономный процесс, но настолько чувствительный и ранимый, что его можно легко сорвать внешними воздействиями; оба достигают своей заключительной высшей точки в кризисе и чуде "рождения", появления новой жизни."

Понятие созревания напоминает уже присутствующие в нас силы. Эти силы обычно скрыты, но временами мы можем непосредственно наблюдать их работу. Эти силы медленно заживляют нанесенную эмоциональную травму; они придают нам неожиданную для нас стойкость в кризисной ситуации; они являют нам внезапное решение проблемы, о которой мы только что думали; они дают нам второе дыхание после периода усталости; производят в нас неожиданные и непроизвольные преобразования. Эффективность психосинтетических упражнений зависит от активации этих скрытых положительных сил...

...Важнейший действующий фактор - отношение, с которым они выполняются... Мы можем получить от них то, что хотим; сами же они нам ничего не дадут.

Вторая серьезная ловушка - нарциссизм, полная поглощенность происходящим внутри себя при утрате какого бы то ни было интереса к другим людям и обществу в целом. Попавшись в эту ловушку забывают, что любые приемы, используемые для содействия личному росту, имеют ценность только в том случае, если влияют на наши отношения с другими людьми, и наоборот, межличностные отношения сами по себе могут быть главным стимулом личностного роста. Как говорил Мартин Бубер: "Человек становится "Я" через "Ты"; изолированный индивид неспособен к подлинному росту".

Ощущение собственного величия - еще одна ловушка, в которую нетрудно попасть: кратковременная эйфория первого успеха порождает у нас ожидание немедленного, полного и постоянного результата. Заветное желание жить счастливо готово соблазнить нас, заставив поверить, что мы достигли большего. Чем в наших силах. Но добиться значимых результатов на пути самореализации можно лишь, сохранив реалистическое отношение к нашим человеческим ограничениям. Следует сознавать, как малы мы по сравнению с великим, как много в жизни у нас трудностей, как немощно порой наше тело и как изменчивы чувства, как легко мы поддаемся влиянию, как мало знаем, как часто случай смешивает наши планы, как сложна жизнь человека и как она по сути загадочна.

Это не значит, что мы должны считать указанные факты неодолимым препятствием, напротив, осознание их может стать частью нашего становления и помочь нам глубже постичь всю полноту смысла человеческого бытия.

По этой причине психосинтез ценит беспросветные периоды не меньше, чем ясные и радостные.

Вместо того, чтобы обещать полное исчезновение препятствий, он подчеркивает важность их использования как ступенек к росту.

Он склоняется скорей к сомнению и риску, нежели к гарантированной безопасности и экстазу.

Он предпочитает творческий беспорядок обманчивой ясности заготовленных опытов.

Он напоминает нам о необходимости усилия, равно как и недеяния.

Он признает бесконечное многообразие человеческих существ и посему не обещает никаких стандартных результатов.

Короче говоря, сознавая всю сложность человека и всю запутанность его жизненной ситуации, психосинтез не предлагает никаких универсальных рецептов. И когда от него требовали таких рецептов, Ассажджоли отшучивался: "Вселенная вышла такой сложной не по моей вине".

Все это подводит нас к рассмотрению самой большой и, пожалуй, самой общераспространенной опасности на пути саморазвития: односторонности. Когда мы развиваем какую-то одну свою часть в ущерб всем остальным, - будет ли это тело, чувства, "духовность" или что-то еще, -0 часть эта наделяется властью, которая ей не принадлежит по праву. Она может обрести демонические черты и превратить нас в ограниченных или даже фанатичных существ.

Здоровое и уравновешенное развитие человека распространяется во всех направлениях: оно напоминает скорее шар, нежели прямую линию. Именно по этой причине психосинтез пытается учитывать все подлинно важные измерения человеческой жизни, забвение которых лишает ее полноты и смысла: выражение воли и проявление самостоятельности; оттачивание интеллекта; наслаждение красотой; развитие воображения; пробуждение интуиции; постижение любви; раскрытие Я и его назначения.

Говоря о надличных переживаниях, надличном опыте, мы сталкиваемся с серьезным затруднением, связанным с неадекватносью нашего языка, - неадекватностью, обусловленной объектностью его изначальной ориентации. Слова, которые служат для обозначения внутренних психических или духовных реалий, первоначально были выработаны для обозначения чувственно воспринимаемых явлений и процессов внешнего мира. Слова эти - не более чем символы или метафоры; слово "дух", например, происходит от корня, который обозначает дыхание, дуновение и т.д. Языковые трудности такого рода вполне преодолимы, если мы принимаем во внимание символичскую природу используемых нами выражений. Будучи приняты и поняты должным образом, символы сослужат нам добрую службу, индуцируя непосредственное интуитивное прооникновение в существо, обозначаемое ими. Эти слова, указывающие на реалии надличной сферы, способствуют выявлению существенных аналогий между внешним и внутренним миром - именно благодаря тому, что первоначально они были порождены чувственным опытом.

Однако символы таят в себе и другие опасности. Буквально восприняв символ и будучи очарован им, человек не сможет постичь то, на что данный символ указывает. Кроме того, все символы носят односторонний характер: символ способен выразить лишь какую-то сторону обозначаемой им реальности. Этой односторонности можно избежать, только воспользовавшись рядом символов, которые обозначают одно и то же. Взаимопроникновение, синтез нмогих точек зрения, воплощенных в разных символах, может дать более полное и глубокое представление о том, что они символизируют.

Итак, по нашему мнению, существует четырнадцать категорий или груп символов, способных обрисовать человеку раскрытые перед ним надличные перспективы...

1) К первой группе отсятся символы интроверсии, обращения внутрь. Интроверсия крайне нобходима современному человеку ввиду чрезмерной экстравертированности нашей цивилизации. О типичном, "нормальном" ее представителе, ...можно сказать, что психологически он живет "вне себя". Это выражение, которое в прошлом использовалось для указания на душевный разлад, хорошо описывает состояние человека нашего времени, - человека, ищущего смысл жизни где угодно, но только не в самом себе. Современный человек эксцентричен в полном смысле слова, ибо живет, так сказать, вне своего внутреннего центра.

Очевидно, столь активную внешнюю жизнь нужно должным образом уравновешивать жизнью внутренней. Надо вернуться "в себя", отказавшись от обычных уловок, которые позволяют избегать встречи с тем, что с некоторых пор стали обозначать термином "внутреннее пространство". Надо вспомнить, что существует не только внешний мир, но и внутренние миры, и что человек призван изучать и осваивать их так же, как и мир внешний...

Обращение внутрь не только восстанавливает равновесие, укрепляя нервное и психическое здоровье, - оно позволяет также обрести опыт надличных переживаний. Обращаясь во внутрь, мы открываем свой Центр, свое истинное Существо, самую сокровенную и доселе неизвестную нам часть себя. Это открытие сопровождается так называемыми "пиковыми переживаниями", которые прекрасно описал Абрахам Маслоу.

2) Вторая группа состоит из символов, связанных с нисхождением, или спуском к основанию, "фундаменту" нашего существа... Этот символ начал широко использоваться с появлением психоанализа, однако не был открыт последним... О "безднах души" говорили многие мистики. Кроме психоанализа в узком смысле слова, существует также "глубинная психология", представленная Юнгом и другими. Ее основной постулат гласит , что человек должен найти в себе мужество осознать все свои дискредитированные, "теневые" стороны, а затем включить их в состав своей личности наряду со "светлыми", сознаваемыми ее сторонами. Такое признание и последующее включение является актом смирения и в то же время силы...