Rambler's Top100 Таганрогская Мастерская Гештальта

Генеральный партнёр - Санкт-Петербургский Институт Гештальта

навигация




Rambler's Top100



Г. Лейтц. Социально-психологическая и философско-антропологическая теория Я.Л. Морено.

Из книги: Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. Пер. с нем. / Общ. ред. Е.В. Лопухиной и А.Б. Холмогоровой. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. С.21-27, 38-58, 112-117.

К странице 2 >>>

Наука о человечестве должна начинаться с различения человечества и человеческих сообществ.
Я.Л. Морено

О тексте:
Помещенный далее текст представляет собой отобранные фрагменты книги Г. Лейтц "Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено" (Leutz G. Psychodrama. Theorie und Praxis. Das klassische Psychodrama nach J.L.Moreno), опубликованной в России издательской группой "Прогресс", "Универс" в 1994 году и впервые давшей возможность русскоязычным читателям познакомиться с фундаментальным изложением психодраматического подхода.

Психодрама в основном известна как специфический психотерапевтический метод, созданный профессиональным врачом-психиатром Якобом Леви Морено (J.L.Moreno). Но психодраматический подход выходит за рамки психотерапии. Это еще и обширный набор идей и техник, которые могут быть эффективны при самых разных формах индивидуальной и групповой работы и в настоящее время широко используются в других направлениях психотерапии и ролевого тренинга, в образовании и обучении, бизнесе и управлении, а также в научных исследованиях. Однако при этом часто опускаются и забываются теоретические и методологические источники психодраматического инструментария. Между тем важным преимуществом психодрамы как уникального целостного метода является сочетание детальной технологической проработанности с философской и экзистенциальной глубиной понимания сущности человека и его взаимодействия с миром.

Имя Морено стоит в одном ряду с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. Роджерса, так велико его влияние не только на психологию и психотерапию, но и на современную культуру в целом. Морено интересовали пути психологического выживания человечества. Постоянно обращаясь к истории культуры, теологии, философии, он развивает идеи всемогущества человеческого духа, творчества и спонтанности как внутренней сущности человека и игры, в самом широком смысле слова, как важного способа реализации этой сущности. Концепция Морено охватывает все уровни человеческого бытия, начиная с высшего, божественного, или космического, и кончая обыденным и каждодневным.

Сам Морено был поистине универсальной творческой личностью, воспринимавшей науку, политику, искусство как органическое единство. Он был врачом, педагогом, поэтом, журналистом, культурологом, философом, инженером, и в каждой из этих ролей - вдохновенным созидателем. Морено изобрел первый магнитофон, положил начало социометрии, без которой немыслимы современная социология и социальная психология, создал социодраму как метод решения социальных проблем и конфликтов и одним из первых поставил проблему психического здоровья в широкий социальный контекст, что позволяет отнести его к основоположникам социальной психиатрии. Ему принадлежит сама идея групповой психотерапии и группового, в том числе и ролевого, психологического тренинга, которая привела к революции в психиатрии и оказала большое влияние на психологическую культуру XX века.

ВВЕДЕНИЕ В ГРУППОВУЮ ПСИХОТЕРАПИЮ Я.Л. МОРЕНО

"Подлинно терапевтические мероприятия должны быть направлены на человечество в целом" (Moreno J.L., 1954).

Терапевтические устремления Я.Л. Морено со времен первой мировой войны относятся к человечеству в целом. Уже в своих ранних трудах он отстаивает мнение, что самочувствие индивида, равно как и здоровье всех людей, все больше будет определяться в будущем судьбой человечества, а судьба человечества все больше будет зависеть от креативных и деструктивных интеракций отдельных людей в группах и различных групп между собой. Учитывая посредническую роль групп, занимающих промежуточное положение между индивидом и человечеством, в начале 30-х годов Морено выдвинул требование о необходимости развития групповой терапии. При этом он понимает под группой конкретную, реальную часть человечества. Морено констатирует:

1. "Человечество - это социальное и органическое единство. Наука о человечестве должна начинаться с различения человечества и человеческих сообществ. Человечество включает в себя все когда-либо существовавшие человеческие сообщества; но только в последнее время оно стало осознаваться нами как самостоятельная система, как исторически сложившийся и доступный для понимания факт"

2. "Человечество в целом развивается по определенным законам" (Moreno J.L., 1954).

(...)

"Завоевания XIX и XX веков должны быть дополнены: если занятие бессознательным в XIX веке привело к появлению психоанализа и глубинной психологии, то задача подходящего к концу XX века состоит в том, чтобы привлечь внимание к вершинам креативных возможностей человека, без развития которых дальнейшее существование человека оказывается под вопросом" (Moreno J.L., 1954).

Это было сказано в то время, когда из-за распространения психоанализа в его первоначальной форме, с одной стороны, и марксизма, с другой, между индивидом и массами образовалась казавшаяся едва ли преодолимой пропасть.(...)

Любой поступок (действие) является выражением индивида, исполняющего ту или иную роль. Этот факт побудил реалиста Морено к разработке теории ролей и к следующему высказыванию относительно "Я": "Непосредственно осязаемыми аспектами того, что называется "Я", являются роли, в которых оно действует" (Moreno J.L., 1964). В своих ролях человек вступает в отношения с другими людьми и миром, самоактуализируется и меняет мир. Действуя в ролях, он формирует и изменяет условия, отчасти определяющие и оказывающие влияние на его сущность и поступки. Заслуга Морено состоит в том, что уже в начале нашего столетия он сумел понять огромное значение этой жизненной взаимосвязи между индивидом и группой как для индивидуального развития человека, так и для развития социального агрегата.(...)

Человек в свете философской антропологии Морено - это человек действующий, которому уже самой структурой его тела предначертано действовать. Как таковой он по своей природе связан с другими людьми и космосом. Другие люди и космос - это стороны его бытия.(...)

Социальный атом

"Социальный атом - это наименьший социальный элемент, но это не индивид" (J.L.Moreno, 1951).

"Социальный атом как наименьший элемент структуры отношений состоит из всех отношений между человеком и окружающими его людьми, которые в данный момент тем или иным образом с ним связаны". Этим определением Морено подкрепляет исходную посылку своих исследований и рассуждений - человеческое бытие изначально является со-человеческим. Термин "социальный атом" следует понимать не строго по аналогии с физическим атомом, а в смысле "atomos = далее неделимый". Именно поэтому Морено называет (...) структуры социальных отношений индивида социальным атомом, а не, к примеру, молекулой. Он считает, что это наименьшая единица из бесконечного множества мелких, средних и крупных структур отношений, составляющих социальную вселенную. Обособленный индивид, на его взгляд, это социальная фикция.

Состав социального атома.
(Из: Моrеnо J.L. Sociometry, Experimental and the Science of society. An Approach to a New Political Orientation. Beacon (N.Y.) Beacon House, 1951.)

Социальный атом включает в себя:

Социальный атом окутывает людей словно аура притяжений и отталкиваний, конфигурация которых образует социальное единство. Любого человека с самого рождения окружают люди, составляющие это единство, социальный атом (отец, мать, бабушка и др.). В его социальном атоме развертывается конкретная жизнь. В последующей жизни все меньше партнеров из социального атома индивида состоят с ним в кровном родстве. Зато они являются родственными по духу. Такое родство душ может относиться к совершенно разным критериям, таким, как любовь, работа, культурные интересы и т.д. Своим родством душ, то есть своими социоэмоциональными отношениями, лица из социального атома данного человека отличаются от его знакомых. Все знакомые конкретного человека составляют в сумме, по выражению Морено, объем знакомств (1954). Каждый может вспомнить имена своих знакомых, равно как и случайные или единичные с ними беседы. Однако большинство из них, по крайней мере в данный момент, значения не имеют. От них отличается та небольшая группа людей внутри круга знакомых, с которыми индивид находится в каких-либо личных отношениях или которые со своей стороны чувствуют себя связанными с данным индивидом. Разница между людьми из этой группы, находящимися в эмоциональных отношениях с индивидом, и остальными знакомыми, несмотря на изменчивость во времени, очевидна. Морено называет ее также социальным порогом. Он пишет: "Как только я испытываю желание вступить в деловые. любовные или иные отношения с человеком, который до сих пор был просто знакомым, этот человек переступает порог моего социального атома; в мой социальный атом входят также люди, которые хотят вступить в отношения со мной. Эти желаемые отношения образуют внешнее ядро вокруг внутреннего ядра отношений, которые тоже раньше были только желаемыми, но все же стали реальными" (1951). Эмоциональные потоки в социальном атоме имеют разную силу.(...)

Способность социального атома к регенерации

Способность социального атома к регенерации меняется с возрастом человека, вокруг которого он выстраивается. В молодые годы потеря друзей или всякого рода партнеров сравнительно легко может возместиться новыми друзьями или партнерами, причем почти всегда место утраченного человека занимает только один человек, реже - несколько. Бесчисленное множество социальных атомов находится в процессе регенерации. Они поочередно заполняют собой вакуум и стремятся к тому, чтобы взаимно компенсировать свои потери. Тенденцию социальных атомов к взаимной регенерации своей структуры и к поддержанию равновесия между собой Морено называет социостазом (Moreno, 1951).

Социальная смерть

С возрастом все труднее становится компенсировать потери в нашем социальном атоме. Морено называет этот феномен "social death" (социальная смерть - англ.) (1951). Речь здесь идет не о смерти души или тела, не о том, как мы умираем изнутри, а о том, как мы умираем извне. Величина и спаянность социального атома индивида может уменьшиться по разным причинам: из-за утраты любви, вследствие смерти, замены утраченного человека менее подходящим. Смерть человека, относящегося к нашему социальному атому, означает в целом невосполнимую потерю, которая редко оценивается надлежащим образом. С самого детства эта смерть оказывает ощутимое влияние на структуру нашего социального атома, пока наконец нас не постигает физический или психический недуг в качестве ее непосредственного воздействия. Сравнительно безопасные потрясения, которые вызывает у нас социальная смерть, могут тем не менее приводить к преждевременной старости, болезни и к физической смерти. Таким людям необходимо обрести новых друзей и партнеров, ибо с точки зрения выявления причин болезни гораздо перспективнее иметь дело с нарушениями в структуре их социального атома, нежели с их физическими или психическими недугами. В этой связи Морено подчеркивает важность понимания того, что мы живем и умираем не только внутри самих себя, но и снаружи. "Смерть - это функция жизни; она же есть и социальная реальность" (Moreno,1951).

Психосоциальные сети

Благодаря соединению социальных атомов спонтанными взаимными выборами индивидов, относящихся к разным атомам, становится возможным развитие социоэмоциональной внутренней структуры группы. Их сцепление в удаленные друг от друга социальные агрегаты приводит к возникновению психосоциальных сетей, то есть широко развернутой внутренней структуры общества (Moreno, 1960). Эта внутренняя структура отличает общество от неструктурированной массы и (...)проявляется (...) в спонтанных выборах.

К странице 2 >>>

 

Copyright © 2001-2010 Таганрогская Мастерская Гештальта   Design © 2001 Ginger