Rambler's Top100 Таганрогская Мастерская Гештальта

Генеральный партнёр - Санкт-Петербургский Институт Гештальта

навигация




Rambler's Top100



M.Перепелицына. Парижские встречи в Таганроге: Клаудиа Гауле о работе с телом

У нас прошел семинар по работе с телом, который вела психотерапевт из Франции - Клаудиа Гауле. Необычайный интерес привлек внимание многих специалистов из различных регионов России. И это не случайно. Встреча с Мастером всегда желанна и удивительна. Несмотря на тесноту в зале, мне кажется, что такая Встреча (в буберовском смысле) - состоялась. Причем не одна.

Встреча первая. Конечно же, с самой Клаудией, разной, обаятельной, классно перевоплощающейся в моменты работы - независимо, это чтение лекций или практическая демонстрация. Она владеет телом так же, как маленький ребенок, который являлся центральной фигурой всего семинара. Ее артистизм помогал рассмотреть все базовые младенческие паттерны, которые впоследствии определяют характер и поведение человека.

Полнота ее присутствия впечатляет: она живо реагировала на каждого участника, каждую реплику, щедро делилась тем, что умеет и знает. Из собственного опыта, я знаю, как многие зарубежные специалисты бережно относятся к своим силам и количеству материала. На этом семинаре можно было убедиться, что широкой русской душой обладают не только наши соотечественники, но и французы: разрешение на копирование теоретических распечаток, разносторонний лекционный материал. Даже преподнесенный в дар Мастерской, собственный психотерапевтический инструментарий (надувные мячи для работы с телом). "Лед и пламень" - так я бы обозначила диапазон ее личностных проявлений, - в зависимости, о чем или о ком шла речь. Это и ощущение материнского тепла, если речь шла о психотравме или возможности ее получения ребенком и до холодка по спине от металла в голосе, когда поднималась тема насилия, в том числе со стороны клиентов на терапевта.

Встреча вторая. Это встреча с терапевтическим стилем Клаудии. Стиль любого терапевта - это неповторимый рисунок того, как он взаимодействует со своими клиентами. В своей аутентичности Клаудия не одевает "профессиональный мундир"; она правдива - и это не только про открытость, а про способность говорить о реальности честно, без прикрас. Что точно покоряет, так это удивительное сочетание твердости и мягкости.

Этот стиль заставляет задуматься о таких полярностях, как жесткость и твердость, о "лимитах" терапевта на многие вещи в терапевтическом процессе. С ней невозможно не согласиться, что у каждого профессионала на все есть свои лимиты: что терпеть (в силу профессии), а что - нет. Чему говорить "да", а чему - холодное "нет". Что необходимо санкционировать в работе с клиентами, а что допустить. Мне известно из собственного профессионального опыта, как сложно лимитировать клиента в отношении времени, денег, ответственности, болтовни и прочего.

Некоторые вопросы о терапевтических отношениях нашли свои ответы, независимо от темы семинара, которой он был посвящен.

Встреча третья - с теоретическим материалом, который привезла Клаудия. Теория Стерна о детском развитии и значении для него отделенности (не сепарации) и одновременно связи с матерью - мало известна в России. Базовые телесные паттерны и субъективная матрица - термины определенно новые даже для продвинутых терапевтов. Их значение как базиса для развития личности ребенка, его психологических структур - трудно переоценить. Известная и банальная фраза о том, что все мы родом из детства, неожиданно приобрела новые смыслы. Работа с первичными телесными паттернами клиента - достаточно простой способ с точки зрения наблюдения за феноменологией клиента, но более сложный и ювелирный, чтобы достичь эффективности на пути восстановления утраченного творческого взаимодействия со средой. Пока открылась только общая картина - как и что может помочь на этой профессиональной стезе. Всем было понятно, что необходимы новые навыки, новое осознавание своих собственных телесных паттернов и, конечно, новое понимание многих технических вопросов по работе с телом.

Одним словом, семинар открыл для каждого свой новый Гештальт. А мы будем ждать новых встреч с Клавдией. И они, конечно же, будут...

© Марина Перепелицына
2 ноября 2007 г.

Copyright © 2001-2010 Таганрогская Мастерская Гештальта   Design © 2001 Ginger