А. А. Бодалев. Восприятие человека человеком (характеристика процесса)

Из книги: Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. - М., 1983. - С. 115 - 133.

Ничто не может так сильно расширить кругозор, как умение исследовать систематически и верно все, что попадет в поле Вашего зрения.
М. Аврелий. Размышления

Основными процессами, посредством которых человек принимает и перерабатывает информацию, поступающую от другого человека, являются ощущение, восприятие, представление, мышление.

Чтобы раскрыть процесс познания человека человеком, надо проследить особенности формирования образа человека и понятия о нем как о личности у взаимодействующего с ним индивида.

Чувственный образ, который является первой ступенью познания, формируется как процесс построения изображения. Образ человека, как образ восприятия, представляет собой совокупность элементов, находящихся в определенном соотношении с совокупностью элементов, составляющих облик отражаемого человека. (...) Это есть соотношение подобия или сходства. Оно характеризуется общностью модальности элементов обоих множеств и общностью принципа их пространственно-временной упорядоченности.

Восприятие человека человеком как и любое другое восприятие, характеризуется предметностью, которая (...) заключается в том, что свойства облика человека отражаются в образе как принадлежащие человеку, т.е. как его свойства этого человека. Восприятию человеком человека присущи и такие особенности, характеризующие отражение индивидуумом действительности, как объективированность и субъективность, как целостность и структурность.

И.М. Сеченовым было показано, что основой целостности и структурности восприятия является отражение формы (и контура) предмета, которые являясь "раздельной гранью двух реальностей", выделяет его из окружения и выражает единство строения предмета как целого. Очертания лица, общий силуэт тела являются важнейшими опознавательными признаками человека для воспринимающих его людей. (...)

Большое значение в формировании образа имеет ракурс, в котором обычно видят этого человека воспринимающие лица. Факты показывают, что разница в росте между воспринимающим и воспринимаемым оказывает влияние на формирующийся образ. (...)

Восприятию человека человеком присуща и такая черта, как константность. Несмотря на изменения в освещенности, удаленности от наблюдателя, образ воспринимаемого человека остается относительно постоянным. Как отметил Селфридж, "человеческие лица как зрительные комплексы подвергаются увеличению, перекосу, вращению, и контуры могут быть подчеркнуты или размыты, и все же они остаются теми же лицами". Работы, осуществленные в нашей стране и за рубежом, показали, что (...) образ становится константным лишь по мере все более тонкого различения элементов контура.

(...) Активность характерна и для зрительного восприятия человека человеком. И.М. Сеченов высказал мысль, что зрительное восприятие человека предполагает активные "ощупывающие" движения глаз, и эти движения - такой же необходимый компонент зрительного восприятия, как и отражение зрительного образа на сетчатке. (...)

Восприятие человека человеком характеризуется осмысленностью. Посредством слов, которыми обозначают воспринимаемого (...), в образ его включается обобщенное знание о данной категории людей, сложившееся в результате общественной практики и более или менее усвоенное воспринимающим субъектом.

(...) В осмысленности восприятия проявляется взаимодействие двух сигнальных систем, передача возбуждения из одной сигнальной системы в другую.

(...) Особенности облика и поведения воспринимаемого человека и изменения в них, фиксируемые в момент восприятия, не жестко определяют поведение воспринимающего человека, потому что воздействие этих особенностей опосредствуется всем его опытом, его внутренним миром, преследуемыми им целями. Не способный абстрагироваться от них субъект восприятия обычно связывает внешний облик, манеру поведения и стиль действования другого человека с определенными устремлениями, вкусами. Моральными принципами, актуальными, а иногда и потенциальными возможностями воспринимаемого. Таким образом, другой человек воспринимается не только в своих исходных физических качествах (...), но и как личность, занимающая определенное положение в обществе и играющая ту или иную роль в жизни воспринимающего. (...)

Занимаясь различными видами деятельности, человек, отвечая на требования каждого из них, обнаруживает то одни, то другие из присущих ему особенностей. Взаимодействующие лица по отношению друг к другу выступают в разных ролях. В связи с этим на первый план в восприятии выступают те качества в облике, экспрессии и действиях воспринимаемого, которые в данных условиях приобретают особое значение. (...)

В науке было предпринято несколько попыток экспериментально изучить отмеченную особенность моделирования облика другого человека познающим его индивидом. Ряд исследователей изучали этот феномен в связи со значением подкрепления. (...) Ч.В. Снайдер и Ф.В. Снайдер нашли, что лица, участвовавшие в их опытах, воссоздали речь человека, восприятие голоса которого на стадии, предшествовавшей основному опыту, подкреплялось положительно, значительно полнее и точнее, чем речь человека, голос которого подкреплялся отрицательно. В потоке голосов испытуемые воспринимали "поощряемый" голос как "фигуру" и "наказываемый" голос как "фон". (...)

(...) Д.Н. Джексон указывает, что изменения в непроизвольной оценке испытуемыми выражений одних и тех же лиц говорят о том, что подкрепление участвует в конструировании восприятия.

Исследования динамики "фигура - фон" в связи с характером подкрепления различных элементов предъявляемого сложного раздражителя, когда в качестве такового выступали человеческие лица, были осуществлены также Шефером и Мерфи и Мессиком и Соллей. Проанализировав результаты своих экспериментов, они делают вывод, что подкрепляемое лицо в подавляющем числе случаев воспринимается как "фигура". Действие отрицательного подкрепления в их опытах не было однозначным. (...) На всех возрастных уровнях проявились большие индивидуальные различия в степени и способе воздействия на восприятие "аффекта". Вызванного в одних случаях поощрением, а в других - наказанием. Этот "аффект", как несколько раз подчеркивают названные авторы, - важная переменная в обусловливании того, что в воспринимаемом будет играть роль "фона" и что будет "фигурой". (...)

Выяснению влияния аффекта, или, если говорить точнее, отношения на восприятие человека человеком, помимо названных работ посвящены также работы В. Витрайха и К. Готтшальдта. (...) Феномены, выявившиеся во всех сериях проведенных им опытов, можно объяснить только отношениями, установившимися между воспринимаемым и воспринимающим субъектами. Чувство страха по отношению к воспринимаемому, преклонение перед ним могут оказать и оказывают сильное влияние на воспринимающих лиц. Восприятие человека, которого испытуемые боятся, оказывается не совсем таким, как у тех, кому он безразличен, и это, в частности, выражается у последних в меньшей устойчивости какого-либо одного образа воспринимаемого и легкой перестройке его при изменившихся условиях восприятия.

(...) Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, П.М. Якобсон и другие авторы также не раз показывали в своих работах, насколько сильным может быть воздействие отношения на характер формирующегося у субъекта образа другого человека.

Внешний облик и действия людей могут по-разному отвечать этико-эстетическим требованиям, сформированным у человека и более или менее им осознаваемым. Поэтому люди вызывают у него к себе неодинаковое эмоциональное отношение. Возникнув, это отношение вносит свой корректив в дальнейшее формирование у индивида образа каждого из тех людей, с которыми он общается, затушевывая одни стороны этих людей и выпячивая другие. (...)