Семинар с Сержем Гингером

 

21-24 мая 2002г. в г. Москве состоялся стартовый тренинг предваряющий Программу подготовки российских специалистов к Европейскому Сертификату Психотерапевта.

Эту встречу я ждала много лет и не потому, что наши питерские коллеги много рассказывали о его подходе к Гештальту, стиле работы и прочих профессиональных достоинствах. Нет, эта встреча ожидалась так долго, т.к. сама личность Гингера овеяна в моих представлениях легендами и домыслами собственного разума в мечтаниях о большом Мастере.

И вот встреча случилась. Легенда умирала быстро и с легкостью, реальность становилась все живей и осознанней. Небольшого роста, пожилой человек, с чрезвычайно живым взглядом... С удивительной особенностью молодеть на глазах. Очаровывающими меткостью слова, мыслью, открытостью и способностью видеть самую суть Другого. Удивляющий эрудицией, которую преломляет через собственное осмысление в любом комментарии к психотерапевтическому процессу.

Когда Серж говорит о Гештальте, то складывается впечатление, что дело не только в его любви и преданности к методу как современному психотерапевтическому направлению. Нет, это любовь отеческая - так заботится именно отец о своем ребенке: гордость и покой (это про достижения самого Гештальта), убедительность и корректные, уважительные сравнения (с другими направлениями, например, с психоанализом), объективность и страсть одновременно (о возможностях применения и результатах), требовательность и строгость (про обучение будущих специалистов и требования к ним).

Весь первый день семинара был посвящен базовым понятиям Гештальта. И было приятно, что Серж сопровождал совсем неопытных новичков в Гештальте в понимании и принятии тех, кто с направлением не просто знаком, а отличается опытом и знаниями. Ситуация была настолько естественна, что казалось, будто сценарий писался и репетировался долгие недели. Но это была настоящая спонтанность и креативность как ведущего, так и участников.

А потом была работа. Сам он называл ее "демонстрацией". Чем отличается любой виртуоз? Наверное, тем, что забываешь, что он в этот момент работает, тем более, что он что-либо тебе демонстрирует. Нет никакого напряжения - все изящно, красиво, гармонично и - просто. Никакой "пены", "отвислых губ" от собственной значимости и раздувания телесных форм. Впрочем, вот этого как раз никто и не ожидал - все-таки Гештальт.

В фокусе его внимания постоянно живет клиент. Причем проговариваемое содержание его откровенно не интересует ("Слушай, я все равно так много по-русски не понимаю. Ты лучше делай, действуй."). В фокусе КАК и ЧТО делает клиент, нежели то, ЧТО он говорит.

Баланс фрустрации и поддержки (ну это же классика Гештальта!). Но оказывается можно ВОТ ТАК: не улыбаясь и психологически поглаживая, не заигрывая и не отстраняясь, а просто взглядом, просто интонацией, просто прикосновением.

Отдельной частью семинара была работа со сновидениями. Для тех, кто вырос на его техниках работы со снами (это я про нас), ничего сверхъестественного не было. Многие, кто вообще впервые видел подобного рода работу - потрясены были предостаточно. Для нас же все-таки на первом месте осталась не техника, а включенность самого Мастера в процесс, умение увидеть "тонкость" ткани сна, завершить его, снять напряжение, сохраняющееся у сновидца и сопроводить в осознавание реальности, которая породила сам сон.

Вот здесь можно было бы поставить точку. Но еще одно наблюдение. Среди участников семинара профессионалы были разного толка: и практики, и профессора университетов, и просто любопытствующие. В глаза бросалась одна деталь: какой-то уж очень грустный разрыв между "академистами" и практиками. Совершенно застывшая "раздутость" одних и естественная живая (!) простота других; полная закрытость ушей и глаз, выражающаяся в бесконечных проективных оценках и интерпретациях (и это при полной дезориентации в теоретических, чисто гештальтистских, вопросах) и моментами доходящая до абсурда в виде дачи советов (в том числе и самому Сержу!), но самое главное: это снисходительность (снобизм? или гордыня? а может зависть?) в отношении практиков.

Как странно, что те, кто занимается подготовкой и выпуском психологов, при этом их же и не уважает. А может быть, это проявляющееся таким странным образом отношение к собственному труду? собственному качеству подготовки тех, кто не будет знать что делать с реальным, живым человеком, обратившемся со своими бедами и проблемами? Ну, разве что протестирует по все законам жанра...

Но это, к счастью, не главное. Главное, что состоялось знакомство, личный контакт, полный уважения и интереса друг к другу, признание нас как "восточных внуков" (это личная цитата Сержа в отношении нас, таганрожцев, и целая отдельная история про генеалогическое древо Гештальта), обаятельность Мастера и искусство бытия в этом мире.

Марина Перепелицына
14 июня 2002 г.