Г. Лейтц. Социально-психологическая и философско-антропологическая теория Я.Л.Морено.

Из книги: Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. Пер. с нем. / Общ. ред. Е.В. Лопухиной и А.Б. Холмогоровой. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. С.21-27, 38-58, 112-117.

Наука о человечестве должна начинаться с различения человечества и человеческих сообществ.
Я.Л. Морено

О тексте:
Помещенный далее текст представляет собой отобранные фрагменты книги Г. Лейтц "Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено" (Leutz G. Psychodrama. Theorie und Praxis. Das klassische Psychodrama nach J.L.Moreno), опубликованной в России издательской группой "Прогресс", "Универс" в 1994 году и впервые давшей возможность русскоязычным читателям познакомиться с фундаментальным изложением психодраматического подхода.

Психодрама в основном известна как специфический психотерапевтический метод, созданный профессиональным врачом-психиатром Якобом Леви Морено (J.L.Moreno). Но психодраматический подход выходит за рамки психотерапии. Это еще и обширный набор идей и техник, которые могут быть эффективны при самых разных формах индивидуальной и групповой работы и в настоящее время широко используются в других направлениях психотерапии и ролевого тренинга, в образовании и обучении, бизнесе и управлении, а также в научных исследованиях. Однако при этом часто опускаются и забываются теоретические и методологические источники психодраматического инструментария. Между тем важным преимуществом психодрамы как уникального целостного метода является сочетание детальной технологической проработанности с философской и экзистенциальной глубиной понимания сущности человека и его взаимодействия с миром.

Имя Морено стоит в одном ряду с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. Роджерса, так велико его влияние не только на психологию и психотерапию, но и на современную культуру в целом. Морено интересовали пути психологического выживания человечества. Постоянно обращаясь к истории культуры, теологии, философии, он развивает идеи всемогущества человеческого духа, творчества и спонтанности как внутренней сущности человека и игры, в самом широком смысле слова, как важного способа реализации этой сущности. Концепция Морено охватывает все уровни человеческого бытия, начиная с высшего, божественного, или космического, и кончая обыденным и каждодневным.

Сам Морено был поистине универсальной творческой личностью, воспринимавшей науку, политику, искусство как органическое единство. Он был врачом, педагогом, поэтом, журналистом, культурологом, философом, инженером, и в каждой из этих ролей - вдохновенным созидателем. Морено изобрел первый магнитофон, положил начало социометрии, без которой немыслимы современная социология и социальная психология, создал социодраму как метод решения социальных проблем и конфликтов и одним из первых поставил проблему психического здоровья в широкий социальный контекст, что позволяет отнести его к основоположникам социальной психиатрии. Ему принадлежит сама идея групповой психотерапии и группового, в том числе и ролевого, психологического тренинга, которая привела к революции в психиатрии и оказала большое влияние на психологическую культуру XX века.

ВВЕДЕНИЕ В ГРУППОВУЮ ПСИХОТЕРАПИЮ Я.Л. МОРЕНО

"Подлинно терапевтические мероприятия должны быть направлены на человечество в целом" (Moreno J.L., 1954).

Терапевтические устремления Я.Л. Морено со времен первой мировой войны относятся к человечеству в целом. Уже в своих ранних трудах он отстаивает мнение, что самочувствие индивида, равно как и здоровье всех людей, все больше будет определяться в будущем судьбой человечества, а судьба человечества все больше будет зависеть от креативных и деструктивных интеракций отдельных людей в группах и различных групп между собой. Учитывая посредническую роль групп, занимающих промежуточное положение между индивидом и человечеством, в начале 30-х годов Морено выдвинул требование о необходимости развития групповой терапии. При этом он понимает под группой конкретную, реальную часть человечества. Морено констатирует:

1. "Человечество - это социальное и органическое единство. Наука о человечестве должна начинаться с различения человечества и человеческих сообществ. Человечество включает в себя все когда-либо существовавшие человеческие сообщества; но только в последнее время оно стало осознаваться нами как самостоятельная система, как исторически сложившийся и доступный для понимания факт"

2. "Человечество в целом развивается по определенным законам" (Moreno J.L., 1954).

(...)

"Завоевания XIX и XX веков должны быть дополнены: если занятие бессознательным в XIX веке привело к появлению психоанализа и глубинной психологии, то задача подходящего к концу XX века состоит в том, чтобы привлечь внимание к вершинам креативных возможностей человека, без развития которых дальнейшее существование человека оказывается под вопросом" (Moreno J.L., 1954).

Это было сказано в то время, когда из-за распространения психоанализа в его первоначальной форме, с одной стороны, и марксизма, с другой, между индивидом и массами образовалась казавшаяся едва ли преодолимой пропасть.(...)

Любой поступок (действие) является выражением индивида, исполняющего ту или иную роль. Этот факт побудил реалиста Морено к разработке теории ролей и к следующему высказыванию относительно "Я": "Непосредственно осязаемыми аспектами того, что называется "Я", являются роли, в которых оно действует" (Moreno J.L., 1964). В своих ролях человек вступает в отношения с другими людьми и миром, самоактуализируется и меняет мир. Действуя в ролях, он формирует и изменяет условия, отчасти определяющие и оказывающие влияние на его сущность и поступки. Заслуга Морено состоит в том, что уже в начале нашего столетия он сумел понять огромное значение этой жизненной взаимосвязи между индивидом и группой как для индивидуального развития человека, так и для развития социального агрегата.(...)

Человек в свете философской антропологии Морено - это человек действующий, которому уже самой структурой его тела предначертано действовать. Как таковой он по своей природе связан с другими людьми и космосом. Другие люди и космос - это стороны его бытия.(...)

Социальный атом

"Социальный атом - это наименьший социальный элемент, но это не индивид" (J.L.Moreno, 1951).

"Социальный атом как наименьший элемент структуры отношений состоит из всех отношений между человеком и окружающими его людьми, которые в данный момент тем или иным образом с ним связаны". Этим определением Морено подкрепляет исходную посылку своих исследований и рассуждений - человеческое бытие изначально является со-человеческим. Термин "социальный атом" следует понимать не строго по аналогии с физическим атомом, а в смысле "atomos = далее неделимый". Именно поэтому Морено называет (...) структуры социальных отношений индивида социальным атомом, а не, к примеру, молекулой. Он считает, что это наименьшая единица из бесконечного множества мелких, средних и крупных структур отношений, составляющих социальную вселенную. Обособленный индивид, на его взгляд, это социальная фикция.

Состав социального атома.
(Из: Моrеnо J.L. Sociometry, Experimental and the Science of society. An Approach to a New Political Orientation. Beacon (N.Y.) Beacon House, 1951.)

Социальный атом включает в себя:

  • объем знакомств, то есть знакомства, не имеющие личного значения для индивида;
  • Внутреннее и внешнее ядро отношений, окружающих индивида:
    • внутреннее ядро: лица, с которыми поддерживаются отношения;
    • внешнее ядро: лица, с которыми хотелось бы иметь отношения.

Социальный атом окутывает людей словно аура притяжений и отталкиваний, конфигурация которых образует социальное единство. Любого человека с самого рождения окружают люди, составляющие это единство, социальный атом (отец, мать, бабушка и др.). В его социальном атоме развертывается конкретная жизнь. В последующей жизни все меньше партнеров из социального атома индивида состоят с ним в кровном родстве. Зато они являются родственными по духу. Такое родство душ может относиться к совершенно разным критериям, таким, как любовь, работа, культурные интересы и т.д. Своим родством душ, то есть своими социоэмоциональными отношениями, лица из социального атома данного человека отличаются от его знакомых. Все знакомые конкретного человека составляют в сумме, по выражению Морено, объем знакомств (1954). Каждый может вспомнить имена своих знакомых, равно как и случайные или единичные с ними беседы. Однако большинство из них, по крайней мере в данный момент, значения не имеют. От них отличается та небольшая группа людей внутри круга знакомых, с которыми индивид находится в каких-либо личных отношениях или которые со своей стороны чувствуют себя связанными с данным индивидом. Разница между людьми из этой группы, находящимися в эмоциональных отношениях с индивидом, и остальными знакомыми, несмотря на изменчивость во времени, очевидна. Морено называет ее также социальным порогом. Он пишет: "Как только я испытываю желание вступить в деловые. любовные или иные отношения с человеком, который до сих пор был просто знакомым, этот человек переступает порог моего социального атома; в мой социальный атом входят также люди, которые хотят вступить в отношения со мной. Эти желаемые отношения образуют внешнее ядро вокруг внутреннего ядра отношений, которые тоже раньше были только желаемыми, но все же стали реальными" (1951). Эмоциональные потоки в социальном атоме имеют разную силу.(...)

Способность социального атома к регенерации

Способность социального атома к регенерации меняется с возрастом человека, вокруг которого он выстраивается. В молодые годы потеря друзей или всякого рода партнеров сравнительно легко может возместиться новыми друзьями или партнерами, причем почти всегда место утраченного человека занимает только один человек, реже - несколько. Бесчисленное множество социальных атомов находится в процессе регенерации. Они поочередно заполняют собой вакуум и стремятся к тому, чтобы взаимно компенсировать свои потери. Тенденцию социальных атомов к взаимной регенерации своей структуры и к поддержанию равновесия между собой Морено называет социостазом (Moreno, 1951).

Социальная смерть

С возрастом все труднее становится компенсировать потери в нашем социальном атоме. Морено называет этот феномен "social death" (социальная смерть - англ.) (1951). Речь здесь идет не о смерти души или тела, не о том, как мы умираем изнутри, а о том, как мы умираем извне. Величина и спаянность социального атома индивида может уменьшиться по разным причинам: из-за утраты любви, вследствие смерти, замены утраченного человека менее подходящим. Смерть человека, относящегося к нашему социальному атому, означает в целом невосполнимую потерю, которая редко оценивается надлежащим образом. С самого детства эта смерть оказывает ощутимое влияние на структуру нашего социального атома, пока наконец нас не постигает физический или психический недуг в качестве ее непосредственного воздействия. Сравнительно безопасные потрясения, которые вызывает у нас социальная смерть, могут тем не менее приводить к преждевременной старости, болезни и к физической смерти. Таким людям необходимо обрести новых друзей и партнеров, ибо с точки зрения выявления причин болезни гораздо перспективнее иметь дело с нарушениями в структуре их социального атома, нежели с их физическими или психическими недугами. В этой связи Морено подчеркивает важность понимания того, что мы живем и умираем не только внутри самих себя, но и снаружи. "Смерть - это функция жизни; она же есть и социальная реальность" (Moreno,1951).

Психосоциальные сети

Благодаря соединению социальных атомов спонтанными взаимными выборами индивидов, относящихся к разным атомам, становится возможным развитие социоэмоциональной внутренней структуры группы. Их сцепление в удаленные друг от друга социальные агрегаты приводит к возникновению психосоциальных сетей, то есть широко развернутой внутренней структуры общества (Moreno, 1960). Эта внутренняя структура отличает общество от неструктурированной массы и (...)проявляется (...) в спонтанных выборах.

ТИПЫ МЕЖЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ВЧУВСТВОВАНИЕ, ПЕРЕНОС И ТЕЛЕ

(...) Морено описывает три типа отношений, приводящих в движение "социо-эмоциональные силы" притяжения и отталкивания, - вчувствование, перенос и теле.(...) Разнообразие типов отношений обусловлено неоднородностью когнитивной способности человека. Он задействует ее всякий раз, когда "выходит из себя", чтобы вступить в отношения с другим индивидом, с "Ты", с миром и действовать в "сфере среди индивидов" (Moreno, 1954). В этой важной сфере на соматическом, психическом, социальном и трансцендентном уровне во всеобъемлющих гештальтных связях развертывается человеческая жизнь. Органическое состояние человека со всей очевидностью свидетельствует, что по своему предназначению человек - это homo interagens (человек взаимодействующий - лат.). Достаточно будет упомянуть о разделении его на двух индивидов по половым признакам - на мужчину и женщину - или о функциональной взаимосвязи между центром речи, гортанью и языком одного человека и ушами, слуховыми нервами и акустическими мозговыми центрами другого. Благодаря этим органическим предпосылкам становится возможной интеракция. Приведет ли она к продуктивным, частично удовлетворительным или же к негативным результатам, во многом зависит от модуса соответствующих отношений, то есть от вчувствования, переноса или теле.

Вчувствование

Еще до Морено вчувствование, или эмпатия, было определено Липпсом как "проникновение в личный эмоциональный мир индивида или в эстетическую структуру объекта" (Lipps, T 1967). Под таким "проникновением" не подразумевается непосредственно активный процесс. Предпосылкой вчувствования скорее является "умение-отказаться-от-самого-себя" в смысле непредубежденного отношения к исходящей от другого индивида информации. Чем полнее восприятие, тем сильнее вчувствование, по крайней мере с точки зрения направленности. Тем не менее вчувствование - это еще и активное "проникновение человека в личный эмоциональный мир другого", если он представляет себя на месте других людей или в соответствующих условиях их жизни, то есть на эмоциональном уровне принимает на себя роль другого. Американский социальный психолог Мид описывает этот процесс в контексте развития речи как "принятие роли другого" (Mead, J.H., 1934), подразумевая под этим не конкретное принятия роли, а эмоциональное, в воображении. (...)

И все-таки вчувствование - это направленная на другого человека, но всего лишь односторонняя форма отношений. Хотя Морено и характеризует ее как позитивную, однако акцентирует внимание на том, что она "не способна дать удовлетворительного объяснения процессам внутри социальной конфигурации или двусторонним переживаниям в психодраматической ситуации" (1954). Независимо от социометрически-психодраматического подхода Морено, Бинсвангер также определяет вчувствование как "психологически детерминированный акт односторонне конституируемой интенциональности" (Binswanger, L., 1964).

Перенос

Перенос представляет собой модус межчеловеческих отношений, который не является полностью ориентированным на реальность. Если в результате переноса один человек вступает в отношения с другим, то другой человек выступает не как личность, которой он является, а главным образом как объект бессознательных представлений, обусловленных желаниями или воспоминаниями первого. Допустим, к примеру, что некий мужчина женится на женщине, бессознательно возлагая на нее определенные ожидания того, что в браке она будет вести себя по отношению к нему словно его любимая мать, или же другой человек в процессе психоанализа переносит на психоаналитика свою ненависть к отцу. (...)

Перенос возникает в результате того, что человек бессознательно фиксируется на лицах, которые когда-то, чаще всего в раннем детстве, его окружали. Если эта бессознательная фиксация не устраняется, то он редко реагирует на нового партнера адекватным реальности образом. Он реагирует так, словно имеет перед собой человека, с которым был связан прежде. Большая часть всех нарушений межчеловеческих отношений объясняется этим механизмом. Перенос не устанавливает истинной связи одного человека с другим, "Я" с "Ты". Визави служит в той или иной мере нейтральным объектом, на котором без вчувствования в другого человека - или без "встречи" с другим человеком - отреагируются собственные фантазии.

Как отношения переносы недолговечны, поскольку в действительности визави не соответствует ни перенесенным ожиданиям, ни перенесенным страхам (исключение составляют отношения переноса - контрпереноса, которые, несмотря на свою деструктивность, могут быть стойкими, подкрепляя собой комплементарные неврозы. Под влиянием невротических потребностей партнеры по отношению становятся привязанными друг к другу). Перенесенные на здорового человека ожидания, как правило, приносят разочарования, причем сам партнер никаких усилий к этому не прилагает. Просто он не такой, как ожидалось. И наоборот, проявления необоснованных страхов и подозрительности даже у очень терпеливого человека вызывают в конечном итоге активное противодействие. Было бы неверно смешивать понятия противодействия и контрпереноса, ведь в случае противодействия речь идет о поведении, адекватном тому, что его спровоцировало, и оно может осуществляться без всякого контрпереноса.

Даже самому добродушному супругу в конце концов будет действовать на нервы и вызовет у него соответствующую реакцию, если его жена, без всяких на то оснований, ведет себя с ним так же амбивалентно и строптиво, как, например, со своим жестким отцом. Противодействием - чтобы разграничить это понятие и контрперенос - я называю специфическую реакцию на перенос. (...)

Обусловленные переносом иллюзии и разочарования, а также специфические для переноса реакции затрудняют и уменьшают как индивидуальную, так и социальную креативность. Тем не менее перенос - это часто встречающийся психодинамический феномен. Явления переноса связаны с ирреальным и оставляют в стороне реальные межчеловеческие отношения. Морено считает перенос негативным и патологическим аспектом здоровой способности к межчеловеческим отношениям, с которой - в ее односторонней, "зачаточной", то есть оставленной без ответа, форме - мы познакомились на примере вчувствования и которую - в ее окончательно развитой, двусторонней форме - мы рассмотрим в дальнейшем на примере телепроцесса.

Теле

Для феноменов межчеловеческой сплоченности, то есть социализации в понимании Морено, креативной кооперации, "жития с другими в любви", но также и для соотнесенного с реальностью взаимного противодействия нужно допустить существование всеобъемлющего модуса отношений, который расширяет односторонне конституируемую интенциональность вчувствования до двусторонней интенциональности "проникновения в глубь" переживаний другого человека. Соответствующее двустороннее, соотнесенное с реальностью восприятие и вытекающее из него отношение двух (или нескольких) человек Морено называет телепроцессом, или телеотношением.

Теле - это мгновенное взаимное понимание личности другого человека и своего актуального положения, или жизненной ситуации. Теле - это не одностороннее вчувствование, теле - это столкновение. Морено, имея в виду двустороннюю интенциональность, называет его также "двоечувствием" (или при многосторонней интенциональности - "многочувствием"). Теле - это двусторонний, полностью развернутый, здоровый модус межчеловеческих отношений.

Часть теле- в таких словах, как "телепатия", "телеграмма", "телефон" и т.д., означает расстояние, которое преодолевается в результате действия, обозначенного последующими слогами. Кроме того, поскольку следует предположить, что здоровый двусторонний модус отношений основывается на множестве преодолевающих пространство между индивидами двусторонних когнитивных и коммуникативных способностей, ориентированных на визави как на цель, "телос", Морено употребляет слово "теле" как символ суммы этих способностей и как сокращенное обозначение телепроцесса (Moreno, 1954).

Отличительным признаком теле является реалистичная оценка индивидами друг друга и обусловленные ею реалистичные межчеловеческие отношения, которые, в отличие от переноса, не дают повода ни к ложным ожиданиям, ни к необоснованным страхам. Если присущие отношениям теле понимание или осознание двумя людьми друг друга вызывают взаимное притяжение, то основывающиеся на этом притяжении интеракции партнеров характеризуются креативностью. То, что когнитивный компонент телепроцесса уже на биологическом уровне предшествует креативному, доказывает такое библейское выражение, как "познать женщину" (Библия, Первая Книга Моисеева, 4: 1,25).

Теле, однако, не есть одно лишь взаимное понимание, это еще и взаимное проникновение, аналогичное второму компоненту нашей дефиниции вчувствования, то есть обоюдное принятие в воображении роли другого человека, благодаря которому становится возможной гибкая креативная интеракция. В своем "Приглашении к встрече" (1914) Морено пишет:

"Прогулка вдвоем: глаза в глаза, уста в уста, и если ты рядом, хочется мне вырвать глаза твои из впадин и вставить их вместо моих, а ты вырвешь мои и вставишь их вместо своих, тогда буду я глядеть на тебя твоими, а ты взглянешь на меня моими глазами."

То, что в основе истинного общения лежит феномен взаимного принятия роли в смысле обоюдного проникновения в сущность другого, выражается, например, уже в свадебном ритуале Ригведы (памятник древнеиндийской литературы, прим. X в. до н. э.), где говорится:

"То, что есть ты, это я, а то, что есть я, это ты."

(...)Общение означает в целом трансценденцню "Я", а именно в одновременное бытие "Я" и "Ты", из которого проистекают признание другого человека в его действительной ситуации и соответствующие отношения с ним. Они могут быть как "житием в любви", так и адекватным реальности соперничеством, где сражаются в интересах дела. Это соперничество в смысле общения с врагом, общения в борьбе также является содержанием немецкого слова Begegnung(""). При типе противоборства, соответствующем теле, агрессия релевантна действительности. Как и любовное общение, она не сопровождается ни утратой реальности, ни психическим выхолащиванием. Этим данные формы общения отличаются от переноса и контрпереноса. Далее, теле включает в себя адекватное реальности понимание несовместимостей, то есть не согласующихся между собой черт личности или особенностей характера двух людей, приводящее к тому, что (...) данные индивиды друг другом взаимно отвергаются. Такие их взаимоотношения - это одно из проявлений негативных телеотношений.

Слово "негативный" в этом контексте не следует понимать превратно. Негативные телеотношения также релевантны действительности и поэтому могут оказывать более благотворное действие, чем позитивные отношения переноса - контрпереноса, при которых два человека взаимно выбирают друг друга (...), но не понимают партнера и от него далеки.

Значение типов межчеловеческих отношений для социального агрегата

Силы притяжения и отталкивания ответственны за возникновение глубинных эмоциональных структур социального агрегата точно так же, как ответственны за эрозию горных пород вода и ветер. Для конфигурации эрозии решающее значение имеют направление ветра и течения воды, для специфической конфигурации глубинных социоэмоциональных структур и их прочности - типы отношений, благодаря которым задействуются силы притяжения и отталкивания. Структуры взаимного выбора и их сцепление между собой посредством соответствующих структур являются важными каналами неформальной информации и коммуникации внутри группы или общества. Если в этих структурах речь идет о телеотношениях, то они представляют собой прочный остов социального агрегата. Они являются центром социо-креативной и глобально-креативной кооперации и ответственны за внутреннюю сплоченность группы.

(...) Структуры, возникшие в результате взаимных, обусловленных переносом выборов, превращаются в структуры одно- или двустороннего отвержения или распадаются вовсе. (...)Исследования позволяют говорить о переносе как о причине снижения социальной сплоченности. Морено формулирует значение здорового модуса телеотношений следующим образом: "Я определяю теле как объективный социальный процесс с двумя ответвлениями: патологическим - переносом и психологическим - вчувствованием. Вчувствование хотя и позитивно, однако по своему значению не выражает двусторонность процесса. Перенос является негативным, и он ответственен за расторжение и распад социальных отношений. И наоборот, теле ответственно за усиление интеракций между членами группы и более частую, превышающую вероятность, взаимность выборов" (1954).

ОБ АНТРОПОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА

"Наука о человеке должна начинаться с науки о вселенной. Центральная модель вселенной постоянно витает в наших мыслях, если не осознанно, то бессознательно, будь то магическая, теологическая или научная. Она оказывает влияние на форму центральной модели человека. Несовершенная или неполная модель лучше, чем никакая." (Moreno, 1956).

Спонтанность, действие, креативность и консервы

Все творчество Морено связано с вопросом о причинах и смысле бытия в целом, который он ставит себе на протяжении всей своей жизни. Тремя космическими первоначальными феноменами, вокруг которых непрерывно вращаются его мысли, являются спонтанность, действие и креативность.(...)

Поскольку Морено рассматривает триаду спонтанность, действие и креативность в космическом измерении, как существующую еще до появления человека, он изначально застрахован от обвинений в психологизации религиозных вопросов.(...)

Поэтому в основу своего терапевтического подхода Морено кладет аксиому "человек есть существо космическое" и требует, чтобы он рассматривался в рамках космической картины мира: "Я переместил человека обратно во вселенную" (Moreno, 1951).

Спонтанность

Возникновение вселенной мыслимо лишь как проявление непостижимой спонтанности. Спонтанность выступает также в качестве решающего феномена во всех изменениях состояний человека и космоса. На человеческом уровне она имеет такое же важное значение для развития ребенка, как для формирования индивидуальных условий жизни в дальнейшем или для изменения общественных отношений. Морено дает следующее определение: конструктивная "спонтанность - это адекватная реакция на новые условия или новая реакция на старые условия" (Moreno, 1954). Однако сама по себе спонтанность еще не способствует творческому процессу. Без смысловых связей и связей с действительностью она нередко оказывает такое же деструктивное действие, что и спонтанный недифференцированный рост клеток раковой опухоли, который не подчиняется упорядочивающим принципам формирования организма. Соответственно столь же деструктивно спонтанность может отражаться на психическом, социальном и - о чем свидетельствуют экологические проблемы нашего времени - на экономическом уровне, если не учитываются ее последствия для других живых существ. Примером деструктивной спонтанности служат некоторые душевнобольные, зачастую располагающие высокой степенью спонтанности, но способные дать ей выход только в нерелевантных деструктивных вспышках агрессии или ином некреативном поведении. Также и детям ввиду отсутствия у них достаточных когнитивных способностей для установления значимых связей с действительностью, как правило, не удается креативно использовать свою высокую спонтанность.

Если человек подавляет свою спонтанность, на собственном опыте изведав ее деструктивный потенциал, то это будет грозить ему оскудением и застоем всей его жизни и личности.(...) Блокированная спонтанность, как считает Морено, вызывает неврозы креативности, то есть приводит к пассивности; такой человек, несмотря на высокий интеллект и особые способности, которыми он может обладать, не способен ни проявить, ни задействовать их. Высвобождение и одновременная интеграция спонтанности являются предпосылкой креативности. На человеческом уровне она выражается в творческой деятельности.

Действие

Действие является признаком всего живого, а также того, что называется материей. Во всем макро- и микрокосмосе бытие зиждется на действии, движении и деятельности. Действие, как космический феномен, тоже гораздо древнее человека. Если рассматривать его как способ человеческого поведения, оно древнее языка. Последний, несмотря на его огромное значение для умственного развития человека, является лишь логико-синтаксической формой объяснения; которая становится возможной только на более поздних стадиях детского развития. Доречевая жизнь ребенка отнюдь не выражается в ней удовлетворительным образом. Однако глубокие детские конфликты коренятся как раз в переживаниях первого периода жизни, в чувстве идентичности ребенка со своей первой психической вселенной, прежде всего с матерью как первым опытом межчеловеческих отношений. Этот самый ранний опыт находит свое неполное выражение лишь гораздо позже в языке матери. Посредством языка он передается только символически (Moreno, 1964).

Поэтому уже в молодые годы Морено, проявив себя как самобытный психиатр, поставил перед собой задачу найти метод, связавший бы тотальный опыт доречевых стадий развития с речью, которая в них формируется, но появляется позже. Уже тогда ему было ясно, что этот метод должен быть акциональным методом (Moreno, 1923). Он решил эту задачу, разработав психодраму.

Креативность

В своих рассуждениях о креативности Морено также обращается прежде всего к жизненным реалиям космоса (Moreno, 1956). Креативность всегда отчетливо проявляется там, где спонтанность и действие базируются на уже имеющихся или вновь рождающихся принципах формирования. Важным примером является биологическое размножение. Спонтанно образовавшаяся комбинация генов в родительских половых клетках, слившихся при оплодотворении в одну клетку, становится главным формирующим принципом креативного - то есть релевантного данной форме или информационной системе - развития нового живого существа.

Если Морено рассматривает спонтанность в качестве "архикатализатора" (Moreno, 1954), то в креативности он видит "формирующую субстанцию" (Moreno, 1954), в креативном мировом процессе - причину и цель космического бытия. По мнению Морено, причина нашего духовного кризиса, возможно, состоит в том, что мы веками принимали в расчет Бога лишь после седьмого дня сотворения мира, так сказать, "Бога в его обустроенной форме", упустив из виду Создателя в его неисчерпаемой креативности. Об этом творческом статусе Бога Морено пишет: "Как бы парадоксально это ни звучало, но статус Бога гораздо более близок человечеству, подобно тому как мать ближе своему ребенку во время беременности, чем после отделения от него, потому что он не совершенное и недостижимое существо, которое мы себе представляли, а растущее, бродящее, активно формирующееся и, будучи несовершенным, стремящееся к совершенству и завершенности" (Moreno, 1947). Это и есть творческий мировой процесс, в который все мы включены.

Консервы

Было бы недостаточно рассуждать об эфемерном творческом процессе и не учитывать его результат - продукты, "законсервированные" в физических, биологических и прочих законах. Их тоже Морено рассматривал привычным для себя способом, sub specie universe (с точки зрения вселенной - лат.): "В состоящей из одной только спонтанности и креативности вселенной Создатель так бы и остался навсегда только Создателем, не наполнив вселенную, как мы знаем, телами и существами. Если бы Бог - Создатель, Тао, Брахман, высшая ценность, как бы мы ни называли принцип первопричины, - решил не создавать "консервов", то универсальный процесс протекал бы иначе: как креативность без мира" (Moreno, 1956).

Однако мир существует; и даже человеческим творениям присуща определенная долговечность. Тому, что стихотворение или музыкальная композиция не исчезают раз и навсегда уже в момент своего возникновения, мы обязаны изобретению письменности и прочим "средствам консервации". "Законсервированные" продукты творческого акта характеризуют культуру и - что еще существеннее - стимулируют спонтанность новых и новых поколений. Морено подчеркивает важность креативногого круговорота, своеобразного "рециклического" процесса, в котором задействован продукт человеческой креативности - "культурные консервы". "В качестве конечного продукта творческого процесса сами по себе они не содержат уже ни спонтанности, ни креативности. Оживленные новыми поколениями, они тем не менее способны всколыхнуть новых людей и побудить их к собственной творческой деятельности" (Moreno, 1956).