М.Ю. Перепелицына. ЛИЛИТ ПРОТИВ ЕВЫ: Женский «поединок»

Статья для журнала «Лучшие в Таганроге» 2011 года.

В начале я хочу, чтобы Вы прочитали стихотворение Марины Цветаевой «Попытка ревности», в котором вся интересующая нас история изложена в виде четкой полярности - практически противопоставление образов женщин Лилит и "простою, без Божеств".

ПОПЫТКА РЕВНОСТИ

Как живется вам с другою,-
Проще ведь?- Удар весла!-
Линией береговою
Скоро ль память отошла

Обо мне, плавучем острове
(По небу - не по водам)!
Души, души!- быть вам сестрами,
Не любовницами - вам!

Как живется вам с простою
Женщиною? Без божеств?
Государыню с престола
Свергши (с оного сошед),

Как живется вам - хлопочется -
Ежится? Встается - как?
С пошлиной бессмертной пошлости
Как справляетесь, бедняк?

"Судорог да перебоев -
Хватит! Дом себе найму".
Как живется вам с любою -
Избранному моему!

Свойственнее и сьедобнее -
Снедь? Приестся - не пеняй...
Как живется вам с подобием -
Вам, поправшему Синай!

Как живется вам с чужою,
Здешнею? Ребром - люба?
Стыд Зевесовой вожжою
Не охлестывает лба?

Как живется вам - здоровится -
Можется? Поется - как?
С язвою бессмертной совести
Как справляетесь, бедняк?

Как живется вам с товаром
Рыночным? Оброк - крутой?
После мраморов Каррары
Как живется вам с трухой

Гипсовой? (Из глыбы высечен
Бог - и начисто разбит!)
Как живется вам с сто-тысячной -
Вам, познавшему Лилит!

Рыночною новизною
Сыты ли? К волшбам остыв,
Как живется вам с земною
Женщиною, без шестых

Чувств?..
Ну, за голову: счастливы?
Нет? В провале без глубин -
Как живется, милый? Тяжче ли,
Так же ли, как мне с другим?

А теперь сама история.

Те, кто читал Библию (в частности Ветхий Завает), однако, могут заметить, что нет никакого упоминания о Лилит в книге Бытия. Нет также никакого упоминания об Адаме, когда-либо имевшем первую жену. Покопавшись в источниках, немного глубже, можно обнаружить Лилит, упомянутую в Талмуде. Дальнейшее исследование Талмуда покажет нам повторение рассказа о первой жене Адама. Для тех, кто незнаком с этими книгами, Талмуд - собрание еврейских легенд, и Талмуд - еврейский текст, написанный раввинами как тип письменной интерпретации устных традиций, связанных с Торой.

Ветхий Завет Библии - по существу христианская версия Торы, и поэтому Тора и связанные с ней книги становятся хорошим источником для того, чтобы исследовать библейскую мифологию.

Возвращаясь к нашей теме, мы видим повторенную в Торе версию о том, что Адам имел жену перед Евой. Лилит никогда не называют, хотя она действительно его первая жена. Однако, она упоминается четыре раза в Талмуде как длинноволосый демон. Так как это - основа, что у Адама имелась первая жена, которая вскоре оставила его, мы можем разумно предположить, что эти два мифа стали переплетался, и в течение долгого времени сделали из Лилит первую жену Адама.

Если ВЫ помните библейский миф - Бог создал мир по плану – небо, землю, растения, Солнце и Луну, гадов и птиц, зверей, а потом – человека по образу мужчины и женщины, вдохнул жизнь в них. Началась истории Адама и Лилит – первых людей на Земле. «Адам – ты равен ей, а ты, Лилит, равна ему» - так сказал Бог, и это отразил Талмуд.

И Тора, и мидраш рассказывают, что Бог наказал Адаму дать имена всем животным и птицам и всем живым тварям, но мидраш добавляет небезынтересную подробность: когда они проходили перед ним парами, Адам — будучи уже подобен совершеннолетнему мужчине — возревновал к ним, и хотя он пытался совокупляться со всеми женскими особями по очереди, удовольствия в этом не находил. Тогда он воскликнул: “У всякого существа, кроме меня, есть подруга, подобная ему!” И стал молить Бога, чтобы Он исправил эту несправедливость.

Существует два начала легенды о первой жене Адама. Оба начала исходят из различных трактовок Ветхого Завета, вернее, самой первой его книги - Бытия. Итак, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово "человек" в древнееврейском оригинале написано как "adam", которое произошло от слова "adamah" (пыль, земля, прах). Слово "adam" относится не только к мужчине, но и к женщине. Вот что говорится дальше: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, так как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22).

По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов "не хорошо быть человеку одному" (Быт. II, 18), была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.

Однако далее легенда уже не несет никаких существенных внутренних разногласий. После того, как Адам и Лилит были сотворены, они начали ссориться.

    - Я не лягу внизу, - сказала она.
    - Я не лягу под тебя, только наверху, - ответил Адам. - Потому что ты подходишь только в низшей позиции, а я должен быть в высшей.
    - Мы оба равны, [потому что оба созданы из праха]. Я не стану покоряться тебе.
    - Я создан по образу Элоима и не могу унизиться до твоего уровня. Ты ничто иное, как одна из многих тварей в поле. Ты создана мне в помощь, и это так и останется.

Однако Лилит этого не оставила; она отправилась к Яхве и использовав все свое мастерство, обольстила Создателя. И он, известный своей добротой к женщинам, открыл ей свое истинное Заповедное имя. Узнав его, Лилит произнесла имя и мгновенно улетела из Эдемского сада от Адама навсегда.

Лилит поселилась в пещере на берегу Красного моря, где и живет до сих пор. Она занималась любовью с демонами и породила многие тысячи детей за достаточно короткий период времени, которых называют лилимами. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов, а, став женой Асмодея, Царя Демонов, ее прозвали Младшей Лилит (об имени "Старшая Лилит" речь пойдет далее).

Тем временем Адам, раскаявшись в том, что Лилит оставила его, пришел к Яхве и взмолился:

    - О, Владыка Вселенной, женщина, которую ты дал мне, ушла от меня.

Яхве согласился с тем, что создание Эдемского сада не может так легко покинуть Царство, и немедленно послал трех ангелов - Сеноя, Сансеноя и Семангелофа, - чтобы они схватили и привели Лилит обратно Адаму.

    - Если она согласится вернуться, то все будет хорошо, - сказал Яхве Адаму. - А если нет, то тогда она обязана согласиться с тем, чтобы ежедневно умирало сто ее детей.

Три ангела нашли Лилит в пещере, а по другой версии посередине моря на высоких волнах, в которых суждено было погибнуть египтянам. Они потребовали именем Яхве, чтобы Лилит вернулась к Адаму, и сказали, что если она откажется, каждый день они будут убивать по сотне ее отпрысков-демонов, пока она не согласится вернуться. Но Лилит не согласилась, тогда ангелы сказали, что утопят ее в море.

    - Оставьте меня! - отвечала она. - Разве вы не знаете, что меня создали для того, чтобы я насылала слабость на маленьких детей? Я имею власть над ними с момента их рождения и до тех пор, пока им не исполнится восемь дней, если это мальчики, или двадцать, если это девочки.

После этих слов ангелы хотели утопить Лилит, но она стала умолять их сохранить ей жизнь, поклявшись, что она не причинит зла тем детям, которые будут защищены амулетом или камеей, на которых будут написаны имена Сеноя, Сансеноя и Семангелофа или же изображены их лица или очертания. [Здесь необходимо отметить, что найденные талисманы подобного рода гораздо древнее документа "Алфавит Бен Сиры". Талисманы вешались на дверь или над дверью и на них были изображены ангелы и написана фраза на иврите: "Сеной, Сансеной и Семангелоф! Адам и Ева! Изгоните Лилит!" На некоторых талисманах также писалось имя ангела того моря, которому клялась Лилит не трогать детей, защищенных талисманом.] Ангелы сохранили жизнь Лилит, но каждый день умирала сотня ее детей, как и обещал Яхве. Однако Лилит поклялась, что если она когда-нибудь увидит имена этих ангелов или их изображения на амулете над новорожденным младенцем, то не будет трогать его.

Однако Лилит не остановилась и решила мстить Адаму. Для этого своей жертвой она избрала Еву - новую жену первочеловека. С точки зрения христиан, вкусить запретный плод с Дерева познания Добра и Зла Еву соблазнил Сатана, но более точно было бы сказать, что это сделали Лилит и Самаэль. Трудно сказать, когда Лилит стала одной из четырех жен Самаэля. Однако, став ею, она начала олицетворять пассивное начало материи, активным началом которой является Самаэль. Возле Дерева появилась Лилит в обличии змеи, но голос, искушавший Еву, исходил от Самаэля. Последствия известны всем: Адам и Ева были изгнаны из рая.

Но и на этом Лилит не успокоилась. Она стала являться Адаму во снах, соблазняя его к зачатию.

На этом практически заканчивается легенда о Лилит, как о первой жене Адама, поэтому нам хотелось бы подвести некий итог. Как мы видим из легенды, Лилит и Ева, Лилит и Адам представляют пары враждующих архетипов. Адам - это образ патриархальных устоев иудеев. Это воплощение Закона Моисея, которое не терпит никаких альтернатив, что доводит ситуацию до абсурда, когда Адам, вроде бы лишившись надоедливой жены, через некоторое время идет на поводу своих желаний, требуя Бога вернуть Лилит, так и не поняв, в чем состоялся конфликт. Лилит же - это, во-первых, образ свободной женщины, который даже теоретически отвергался древними иудеями. До эпохи эмансипации женщин тогда было еще далеко, поэтому любое проявление непослушания женщины мужу рассматривалось не только как нарушение древних устоев, но и как проявление дьявольского начала, что мы и видим в клеймении Лилит демоном. Этому способствовало то, что по легенде Лилит нарушила подавляющее количество заповедей.

Вернемся, однако, к иудейской традиции. Не впадая в уныние из-за первой неудачи с подругой для Адама, Бог сделал вторую попытку и позволил Адаму смотреть, как Он создает женщину из костей, сухожилий, мышц, крови и желез, а потом покрывает все это кожей и добавляет, где требуется, волосы. Это зрелище пробудило в Адаме такое отвращение, что, когда Первая Хавва встала перед ним во всей своей красе, он ощутил неодолимую брезгливость и отвращение. Бог понял, что опять потерпел неудачу, и увел Первую Хавву. Куда Он увел ее, никто в точности не знает.

Наверно, только после этого мы последовательно можем подойти к каноническому повествованию о сотворении Хаввы (Евы)(Быт.2:21-22), когда Бог, получается, уже предпринял как минимум третью попытку, но на сей раз действовал более осторожно. Усыпив Адама, Он взял у него ребро и сотворил из него женщину, потом прилепил волосы, украсил ее, как невесту, двадцатью четырьмя драгоценностями, и только после этого разбудил Адама. Адам был в восторге. Хотя некоторые полагали, что Бог сотворил Хавву не из Адамова ребра, а из хвоста с жалом на конце, который поначалу был у Адама. Бог отрезал хвост, и обрубок — бесполезный копчик — до сих пор остается у потомков Адама.

2. МИФ КАК НАЧАЛО ЖЕНСКОГО СТЕРЕОТИПА ПОВЕДЕНИЯ.

История этой темы такова: на протяжении многих лет я работаю с женщинами, обращающимися по тем или иным причинам ко мне как психотерапевту. Эти женщины могут принадлежать к разным характерологическим типажам, у них разные жизненные истории. Но их всех можно разделить на две достоянные друг друга группы – это подчинение как форма зависимости (причем не только мужчине) и независимость, а значит трудности с подчинением. Это проблема хороших и плохих девочек, послушных и непослушных жен,

СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ С КОЛЫБЕЛИ, ведущая к заблуждениям:

  • послушные девочки не бывают сердитыми, они всегда улыбаются;
  • послушные девочки жертвуют собой ради других;
  • женщина – слабое существо, во многом беспомощное;
  • проявление сильных чувств – это истеричность, а истерички – это плохо;
  • хорошие девочки должны быть красивыми;
  • сильная женщина рано или поздно остается в одиночестве;
  • женщина создана для того, чтобы быть хорошей матерью;
  • главная должность женщины – жена;
  • о женщине обязательно должен заботиться мужчина;
  • женщине всегда нужны забота, покровительство, кто-то, кто ее спасает и помогает.

Из этих представлений начинают складываться профессиональные заблуждения:

  • Постоянная готовность помочь рано или поздно вознаграждается;
  • Надо делать то, что от меня ожидают;
  • Только изнурительная работа приводит к серьезным достижениям;
  • Неудобно заставлять других работать на себя;
  • Страх власти. (власть – это некий шанс добиваться своего, в том числе преодолевая сопротивления других людей, и не имеет значения, на чем основывается этот шанс. М.Вебер);
  • Хорошие девочки не конкурируют за власть, те более с мужчинами;
  • Тот, кто поднимается, потом слишком больно и низко падает;
  • Власть – это эксплуатация, и она портит характер;
  • Пребывание у власти – вечная борьба.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Частые депрессии и различные формы неврозов;
  • Незаметность;
  • Постоянная улыбка;
  • Ожидание подтверждений, что она все делает правильно и хорошо;
  • Подчинение и его 4 характерных речевых проявлений (умалчивание, недостаточный напор и твердость, оглядка на других и их мнение, игра в загадки).

ЛОВУШКИ:

  1. Ловушка быть паинькой.
  2. Ловушка понимания. Всегда с пониманием относиться к трудностям других людей.
  3. Ловушка помощниц. Стремление добиться благосклонности и внимания путем помощи.
  4. Ловушка жертвы. Жертвовать собой и изображать мучениц – просто необходимо.
  5. Ловушка скромности. Отказ от собственных потребностей и желаний, при этом считая, что их предназначение в этом и состоит.
  6. Ловушки сочувствия – только она может принести спасение. Она идентифицирует себя с жертвой. А с того, кому она сочувствует, ответственность снимается полностью.

Такой менталитет является слабо выраженной формой самоотрицания. Это явное самопредательство, и при ярко выраженных подобных чертах можно смело говорить о душевном расстройстве.

ПРИЗНАКИ МЕНТАЛИТЕТА

  1. Страх конфликта.
  2. Мнение партнеров более важны и его ожидания гораздо более важные, чем собственные. И это отчуждение своих желаний и интересов.
  3. Высшей целью становится попытка увязать разнородные интересы под эгидой гармонии.
  4. Интересы других представляются раньше, чем они высказываются (предвосхищающее послушание).
  5. Отказ от протеста.
  6. Отказ от интеллектуальности.
  7. Отказ от самоутверждения.
  8. Отказ от собственных убеждений.
  9. Отказ от независимости.

ТЕПЕРЬ ПРО «ПЛОХИХ» ДЕВОЧЕК

Непокорные девочки – не новость в наши дни. И всех этих женщин объединяет следующее:

  • Они нарушают правила;
  • Они устанавливают собственные правила;
  • Выдвигают конкретные требования;
  • Они без проблем говорят «нет»;
  • Имеют собственный взгляд на свой путь;
  • Умеют наслаждаться собственными победами и гордятся успехами;
  • Они не собираются нравиться любой ценой;
  • Готовы встречаться с критикой в свой адрес и не боятся ее;
  • Знают, что без риска не выиграть;
  • Для достижения целей пользуются собственной энергией;
  • Не позволяют заткнуть себе рот;
  • Получают удовольствие от конкуренции;
  • Говорят прямо и недолго размышляют над тем, а что другие им скажут в ответ;
  • Плохие девочки хотят побеждать.

В конце концов они готовы расставаться с другими, но не с самими собой.

Марина Перепелицына
2011 г.