Образовательные стандарты

Образовательный стандарт профессиональной подготовки гештальт-практика. РУССКАЯ ШКОЛА ГЕШТАЛЬТА, Таганрог, редакция 2020 года

1. ВСТУПЛЕНИЕ

Данный документ разъясняет, как образовательные стандарты подготовки гештальт-практиков в России и за рубежом применяются и совершенствуются в ЧОУ ДПО «РУССКОЙ ШКОЛЕ ГЕШТАЛЬТА».

С 1998 года организация начинала свою деятельность как Таганрогская Мастерская Гештальта. Впоследствии получила свое новое название до сегодняшнего дня.

В 2013 году НОУ ДПО «РУССКАЯ ШКОЛА ГЕШТАЛЬТА» (далее - РШГ) впервые получила государственную лицензию на образовательную деятельность. В 2015 году организация стала частной, при наличии собственника и учредителей.

На протяжении двадцати лет это было время присвоения и ассимиляции многолетнего опыта сотрудничества со многими институтами и организациями, осуществляющими профессиональную подготовку гештальт-практиков.

Данный документ призван утвердить новую редакцию внутреннего Образовательного стандарта дополнительной профессиональной подготовки гештальт-практиков.

Стандарт интегрировал положения образовательных стандартов, принятых Европейской ассоциацией психотерапии (ЕАП), Европейской ассоциацией гештальт-терапии (ЕАГТ), российскими лицензированными институтами, занимающимися подготовкой специалистов в области Гештальта. Выпускники РШГ имеют право на получение в дальнейшем Европейского сертификата по гештальт-терапии.

2. РУССКАЯ ШКОЛА ГЕШТАЛЬТА – ОБУЧАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.

2.1. РУССКАЯ ШКОЛА ГЕШТАЛЬТА (далее - РШГ) – это обучающая организация, имеющая своей целью продвигать и поддерживать Гештальт как направление гуманистической, немедицинской, диалоговой психотерапии, консультирования и сопровождения (коучинга).

2.2. РШГ – это частная организация, функционирующая в соответствии с законами и правилами Российской Федерации. РШГ как организация несет ответственность перед законом за качество и уровень своих дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП) в области Гештальта.

2.3. РШГ имеет адрес, место для реализации образовательного процесса и эффективную администрацию.

2.4. РШГ имеет форму организации, позволяющую проводить внутренние совещания и консультации по вопросам обучения ДПП. РШГ предполагает регулярные встречи преподавательско-тренерского состава, с письменным протоколированием этих встреч.

2.5. Группа, состоящая, как минимум, из четырех основных преподавателей несет ответственность в равной степени за качество, содержание и все другие составляющие ДПП. Учредители РШГ, администрация и основные преподаватели организованы в структуру РШГ, которая обеспечивает всем работникам равные права в принятии решений по всем образовательным вопросам. Группа основных преподавателей называется Преподавательско-тренерский Совет.

2.6. РШГ обязана ежегодно представлять годовой отчет о своей деятельности, функционировании и финансовой ситуации.

2.7. РШГ основывает свою работу на Профессиональном этико-деонтологическом кодексе гештальт-практика. За основу его функционирования был принят Этический кодекс ЕАГТ.

2.8. Все преподаватели и слушатели обязаны считаться с этим Кодексом; он является частью образовательной программы.

2.9. История существования РШГ отражена в письменных документах.

2.10. Имеются также документальные свидетельства связанности данного образовательного учреждения с миром Гештальта (интернациональные связи и международное сотрудничество).

2.11. РШГ оформляет трудовые отношения с преподавателями и супервизорами в форме официальных трудовых договоров и контрактов.

2.12. РШГ ведет список гештальт-практиков, рекомендуемых слушателям для прохождения индивидуальной гештальт-терапии.

2.13. Имеется список рекомендуемых супервизоров-гештальт-практиков для слушателей.

2.14. РШГ вручает слушателю при его поступлении специальный Буклет, а по окончании трех базовых программ Диплом о переподготовке в области Гештальта. При обучении на краткосрочных программах удостоверение установленного в РФ образца. Эти документы служат слушателю подтверждением о полученном обучении в области Гештальта. Диплом является документом, дающим право на ведение новой деятельности.

2.15. Для получения аккредитации РШГ в РФ или ЕАГТ, она должна просуществовать не менее 5 лет; завершить, как минимум, одну трех-программную образовательную переподготовку с первым набором слушателей и начать, как минимум, одну следующую образовательную программу с другой группой (второй набор). На сегодняшний день РШГ аккредитацию не проходила.

3. ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

3.1. РШГ обязана иметь учебно-методический комплекс (далее - УМК) программ обучения: рабочую программу, описание практических занятий, задания для самостоятельной работы, список литературы, вопросы к зачету или тестовые задания, экзаменационные вопросы, рабочие тетради, буклет с бланками-декларациями о прохождении индивидуальной терапии и супервизии.

3.2. В рабочих программах УМК должно быть отражено содержание каждого модуля.

3.3. Слушатели учебных групп должны быть ознакомлены с содержанием учебной программы, по которой осуществляется их дополнительное профессиональное обучение.

3.4. УМК содержит список литературы по гештальттерапии, связанный с темой каждого модуля, постоянно пополняющийся новыми изданиями.

3.5. УМК содержит ясную и понятную информацию о часах обучения, часах, отведенных для самостоятельной работы слушателей и способах оценки полученных знаний.

3.6. Каждая группа имеет одного их старших преподавателей как руководителя обучения.

3.7. Дополнительная профессиональная программа (ДПП) предусматривает зачет по каждому модулю и в конце всего обучения написание итоговой письменной работы с демонстрацией полученных знаний, навыков и умений в группе.

3.8. Обязательной частью программы дополнительного профессионального образования является изучение профессионального деонтологического этического кодекса, включающего в себя описание процедуры обжалования или апелляции. Кодекс этики должен быть изучен и включен в зачет соответствующего модуля ДПП для всех слушателей.

4. НАБОР СЛУШАТЕЛЕЙ

Программа обучения гештальт-практика по определению является программой послевузовской подготовки или для студентов старших курсов. Для поступления в РШГ уровень предшествующего образования должен быть не ниже степени бакалавра, что предполагает не менее 3-го курса обучения в области помогающих профессий или социальных наук. Наиболее приемлемым базовым образованием для дальнейшего обучения в области гештальттерапии является психология и социальные науки, а в областях применения Гештальта – смежные профессии.

В современном обществе существует широкий спектр возможностей для того, чтобы профессионально реализовывать свои силы в области консультационных услуг, поэтому РШГ установила рамки поступления и обеспечила четкие правила для желающих пройти ДПП в области Гештальта. Это позволяет реализовывать полученные знания и компетенции как гештальт-консультант, гештальт-практик, медиатор, групповой тренер, коуч.

5. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ В ЦЕЛОМ

Каждая ДПП предполагает от 300 (1-й год обучения) до 550 часов каждая (2 и 3-й годы обучения), что при прохождении трех базовых программ в области Гештальта составляет 1430 часов, которые соответствуют международному стандарту обучения в области Гештальта, позволяющему вести гештальт-практику в любой из областей применения Гештальта.

5.1. 250 часов персональной терапии: 220 в группе (аудиторно) и 30 часов индивидуально с гештальттерапевтом.

5.2. 150 часов супервизии: 130 часов в группе (аудиторно) и 20 часов индивидуально с супервизором в области Гештальта.
*(часы групповой супервизии входят в часы клинической практики п.5.4.)

5.3. 600 часов теории и методологии, изучаемых эмпирически, в том числе самостоятельно: 240 часов теории (аудиторно), 160 часов заполнения рабочих тетрадей, 200 часов самостоятельного чтения и подготовки к зачетам, экзамену и при подготовке к защите итоговой работы (диплома).

5.4. 510 часов клинической практики (2-й и 3-й годы обучения); из них: 260 часов практики в группе, 140 часов самостоятельно в группе интервизии, 110 часов работы с реальными клиентами.

5.5. 50 часов по выбору (3-й год обучения), на основе личных предпочтений. Все перечисленное ниже будет рассмотрено более подробно.

Из учебных программ должно быть ясно, какие их части относятся к теории и методологии, какие – к практическому и терапевтическому опыту, что является супервизией и анализом работы с реальными клиентами, какая работа должна быть самостоятельной.

6. ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ: теоретические знания, клиническая практика и самостоятельная работа - 1430 часов. 1 АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЧАС РАВЕН 45 МИНУТАМ

На протяжении трех лет, каждый слушатель осваиваем все новые и новые виды работ, необходимые для успешной гештальт-практики. Эти часы складываются из обучения теории, методологии, практических занятий, супервизии.

6.1. Основная часть программы обучения - 770 часов аудиторного контакта: минимум с четырьмя-пятью разными преподавателями-тренерами: аудиторная работа по трем годам обучения – 720 часов, часы курсов по выбору – 50 часов.

6.2. Персональная работа с двумя-тремя персональными терапевтами и супервизорами внеаудиторно – 50 часов.

6.3. Самостоятельная работа слушателя всего - 610 часов: заполнение рабочих тетрадей – 160 часов, групповая интервизия – 140 часов, клиническая практики с реальными клиентами – 110 часов, чтение и подготовка к зачетам, экзаменам и итоговой работе (диплом) – 200 часов.

Образовательный стандарт регламентирует содержание обучения. Программа обязательно должна включать базовые знания в области истории и современного состояния гештальт-терапии на основе фундаментальных трудов, охватывающих эти вопросы, и должна соответствовать следующему содержанию. Кроме того, она наполнена практическими занятиями: экспериментами, исследованиями, упражнениями и пр. После первого года обучения проводится собеседование, после второго - теоретический экзамен. В конце третьего – защищается итоговая работа (диплом).

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КУРС ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ:

ТЕМА 1. ИСТОРИЯ И ИСТОКИ ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ.

Философия, антропология, психоанализ, холизм, экзистенциализм, феноменология, гештальт-теории, феномен Зейгарник, восточные философии. Полярности. Парадоксальная теория изменений Бейсера. Методологический треугольник: осознавание, ответственность, актуальность. Теория SELF.

ТЕМА 2. ТЕОРИЯ ГЕШТАЛЬТЕРАПИИ.

Теория поля: организм/окружающая среда – поле. Фигура/фон. Творческое и пассивное приспособление. Модель изменения. Гомеостаз. Аутентичность. Опыт, контакт/отход. Теория сопротивлений как прерывания контакта.

ТЕМА 3. ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. МЕТОДЫ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ.

Терапевтический процесс: диалог, я/ты отношения, совместное творчество, интерсубъективность. Гештальт-подход к переносу, контрпереносу. Эксперимент: «горячий стул», ренэктинг («челнок»), амплификация и т.д. Терапевтические позиции и стили. Принципы и приложения профессиональной этики.

ТЕМА 4. ТЕЛО/ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА.

Теории личности и развития ребенка и современные исследования новорожденности. Личность в социальной системе. Телесные практики в Гештальте.

ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПОЛЯ. РАБОТА С ПАРАМИ И СЕМЬЯМИ. СТРАТЕГИИ ПРИМЕНЕНИЯ.

Четыре поля. Работа с парами и семьями. «Хорошая форма» по Зинкеру. Теория парных изменений. Концепция парных границ по Резнику.

ТЕМА 6. ТЕОРИЯ СУПЕРВИЗИИ. ЭКЗАМЕН ПО БАЗОВОЙ ТЕОРИИ И ЭТИЧЕСКОМУ КОДЕКСУ.

ТЕМА 7. РАБОТА С ГРУППАМИ.

Группы и групповой процесс. Групп-анализ в Гештальте. Методы работы с группами.

ТЕМА 8. РАЗЛИЧНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ТЕМЫ: ПСИХОПАТОЛОГИЯ.

Отношение к диагнозу и гештальт-диагностика. Гештальт-подход к психопатологии - неврозы, психозы, расстройства личности (пограничные состояния, нарциссизм, зависимость, истерические расстройства и т.д.), тревожность.

ТЕМА 9. РАЗЛИЧНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ТЕМЫ: АДДИКЦИИ.

Расстройства настроения, пищевого поведения, психосоматические расстройства, зависимости: сравнительные подходы.

ТЕМА 10. РАБОТА СО СНОВИДЕНИЯМИ.

Отличительные особенности работы со снами в Гештальте. Форматы и методы работы со сновидениями.

ТЕМА 11: РАБОТА С ОРГАНИЗАЦИЯМИ.

Введение в новый формат – коучинг в гештальт-подходе. Инструментарий работы.

ТЕМА 12. ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА (ДИПЛОМ).

7. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ-ТРЕНЕРАМ.

7.1. Преподаватель-тренер – это гештальт-терапевт, имеющий не менее 3 лет опыта гештальт-практики. Он(а) является дипломированным специалистом в области Гештальта с количеством часов обучения не менее 1450 часов. Он(а) должен(а) иметь постоянную клиническую практику 400 часов, стаж работы не менее 3-х лет под руководством супервизора. Предполагается, что он(а) доказал(а) свои профессиональные качества по критериям: публичные лекции в области гештальт-терапии, публикации, обучение по программам для специалистов гештальт-практиков. Рекомендуется, чтобы преподаватель-тренер продолжал вносить свой вклад в развитие гештальт-терапии, публикуя статьи, участвуя в конференциях, проводя исследования и т.д.

7.2. Каждую программу ведут 3-4 основные преподаватели-тренеры. Они совместно несут ответственность за качество своих модулей в структуре программы.

7.3. Руководитель программы выполняет функции Координирующего преподавателя-тренера всей программы обучения. Возможно разделение этих двух функций между двумя старшими преподавателями-тренерами. Организационными вопросами в группе занимается куратор.

7.4. Старший преподаватель-тренер должен иметь не менее пяти лет опыта работы в качестве гештальт-терапевта, а также имеет дополнительные специализации в области гештальт-терапии общим числом подготовки не менее 1800-2000 часов, 230 часов супервизии (групповой и индивидуальной), не менее 220 часов групповой терапии и 80 часов персональной терапии.

7.5. Группа преподавателей-тренеров регулярно встречается на заседаниях Совета, где председателем выступает любой старший преподаватель, методист РШГ или руководитель программ обучения. Детальные протоколы этих совещаний хранятся в документально-запротоколированном виде в РШГ. Одной из задач Совета совместно со специалистом учебной части является анализ обучения слушателей, эффективность работы преподавателей РШГ, обсуждение успехов каждого слушателя и соответствие их часов работы Стандарту обучения.

7.6. Старший преподаватель-тренер подписывает все формы документов, отражающих содержание процесс обучения по программам обучения, таких как:

  • протокол перевода после 1-го года обучения на следующую программу;
  • ведомость о сдаче зачета или теста;
  • ведомость о сдаче экзамена в конце 2-го года обучения;
  • протокол об успешном завершении итоговой работы в конце 3-го года обучения и анализ ее демонстрационной части;
  • декларация о часах сессий персональной терапии;
  • декларация о часах сессий персональной супервизии.

8. КЛИНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА - 510 ЧАСОВ. 1 ЧАС РАВЕН 45 МИНУТАМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

8.1. Объем клинической практики составляет 510 часов. Из них не менее 140 часов групповая интервизия, 110 часов работа с реальными клиентами, 260 часов в группе.

8.2. Практическая работа будущего гештальт-практика начинается с самого начала теоретического освоения 2-го года обучения. Любой теоретический материал сразу подкрепляется и осваивается практическим заданием. Всего практика составляет во время обучения на 2-м и 3-м годе обучения – 260 часов.

8.3. Самостоятельно слушателям рекомендуется организовывать самостоятельную работу в небольших группах для освоения интервизии (обсуждения и анализа работы друг друга). Объем часов интервизии в процессе 2-го и 3-го года обучения – 140 часов.

8.4. Начиная с середины 2-го года обучения слушатели, успешно осваивающие программу и демонстрирующие свою работу в центре, с последующей супервизией старшего преподавателя, получают от него письменное разрешение – рекомендацию начинать свою персональную клиническую практику.

8.5. Одновременно слушатель выбирает себе супервизора, который указывается в рекомендации как сопровождающий практику данного слушателя.

8.6. Практическая работа с клиентами в персональном формате должна вестись слушателем на протяжении 2-го и 3-го годов обучения – всего 110 часов. Клиническая работа должна быть заверена супервизором в декларации.

9. СУПЕРВИЗИЯ (150 ЧАСОВ). 1 ЧАС РАВЕН 60 МИНУТАМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ И ПЕРСОНАЛЬНОЙ РАБОТЫ

9.1. Супервизия является важной частью обучающей программы подготовки гештальт-практиков. Супервизия – это процесс, в ходе которого слушатель обсуждает и анализирует с супервизором свою клиническую практику с клиентами. Супервизор сопровождает и помогает слушателю в профессиональном становлении его как гештальт-практика. Супервизия является центральным процессом в подготовке гештальт-практиков и рассматривается как процесс, протяженный во времени.

9.2. Слушатель нуждается в супервизии, по крайней мере, после каждой 3-й сессии с клиентом; продолжительность контактов с одним и тем же супервизором должна составлять не менее одного года. Количество персонально супервизии должно быть не менее 20 часов.

9.3. Супервизия является частью учебного процесса – не менее 130 часов в групповом формате, в течение 2-го и 3-го годов обучения на программах подготовки гештальт-практиков.

Она проводится опытным гештальт-терапевтом, который, как правило, должен быть сертифицирован или иметь опыт работы, чтобы иметь право вести супервизию. При отсутствии специальной подготовки и сертификации, супервизор должен иметь не менее 5 лет опыта работы в качестве гештальт-терапевта, быть обладателем диплома в области Гештальта и иметь специализацию по супервизии. Программа обучения и подготовки супервизоров должна включать не менее 550 учебных часов, включая 25 сессий гипервизии (супервизия супервизии).

Супервизоры постоянно показывают, что они способны объединять теорию и практику. Они демонстрируют это, публикуя статьи в научных журналах и/или книги, читая лекции, участвуя в конференциях, конгрессах в качестве докладчика или руководителя воркшопа. РШГ располагает списком признаваемых ею супервизоров.

9.4. Супервизия должна проводиться в индивидуальном и/или в групповом формате. Выбор и разделение этих двух форматов остается за РШГ, в соответствии с ее собственной образовательной философией.

9.5. Супервизор может не являться членом преподавательского состава РШГ, но желательно, чтобы он мог иметь постоянный контакт с преподавателями-тренерами обучающих программ, на которых учится его супервизант.

9.6. Слушателю желательно иметь опыт не менее, чем с 2-мя супервизорами.

10. ПЕРСОНАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ – ЛИЧНЫЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ОПЫТ - 250 ЧАСОВ. 1 ЧАС РАВЕН 45 МИНУТАМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ И 60 МИНУТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

10.1. Личный терапевтический опыт в обязательном порядке необходим для будущего специалиста в качестве гештальт-практика. Персональная терапия предполагает, что будущий гештальт-практик исследует себя и свою характерологию в качестве клиента именно тем методом, которому обучается в РШГ. Частота контактов с терапевтом определяется самими участниками гештальт-терапии. Часть персональной терапии интегрирована в учебную программу, что означает, что не менее 30 часов должно быть пройдено слушателем в индивидуальном формате.

10.2. Индивидуальная терапия должна проводиться только дипломированными гештальт-терапевтами, имеющими не менее 3-х лет опыта работы в качестве гештальт-терапевта. Возможно прохождение дополнительных часов терапии у стажеров РШГ.

10.3. Гештальт-терапевт предоставляет РШГ декларацию о количестве сессий и их продолжительности.

10.4. Можно проходить персональную терапию работу, поочередно, с двумя разными терапевтами, но не одновременно. Индивидуальный терапевтический опыт должен продолжаться в течение нескольких лет, он включен в формат групповой гештальт-терапии в программе обучения, а частично - в форме персональной терапии.

11. 50 ЧАСОВ ПО ВЫБОРУ

Эти часы должны быть посвящены любым проблемным вопросам человеческого существования и работе с ними в гештальт-терапии. Курсы по выбору должны способствовать исследованию слушателем опыта различных стилей работы гештальт-практиков. Курсы по выбору могут быть пройдены параллельно с программой обучения по время прохождения программы 2-го или 3-го да обучения. Куратор должен подтвердить слушателю, что прохождению данного курса по выбору будет зачтено в процесс выполнения стандарта обучения в РШГ. Эти часы должны быть подтверждены сертификатами участия или удостоверением о повышении квалификации.

12. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕВРОПЕЙСКИЕ ГЕШТАЛЬТ-СЕРТИФИКАТЫ

12.1. Образование гештальт-терапевта не заканчивается с окончанием программы обучения. Таким образом, гештальт-терапевты должны продолжать свое развитие. Это относится также и к РШГ, которая меняется, развивается, являясь эволюционирующей организацией.

12.2. Сравнительная таблица квалификационных требований Европейской Ассоциации гештальт-терапии и ЧОУ ДПО «Русская Школа Гештальта»:

  Обучение в часах Личная терапия 1-й год обучения (групповая и персональная, часы) Супервизия 2-й и 3-й годы обучения (групповая и персональная, часы) Клиническая практика 2-й и 3-й годы обучения, часы Часы по выбору (различные семинары и спец. программы)
ЕАГТ Всего: 1450 часов 600 теория и методологии 250 (50 часов персональная, остальные часы в групповой психотерапии) 150 (30 часов персональная, остальные часы в групповом формате) 400 50
РШГ Всего: 1430 часов 600 часов:
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ


1-й год: 20 - аудиторных, 60 - самостоятельной работы с рабочими тетрадями;

2-й год: 120 - аудиторных, 100 - самостоятельной работы с рабочими тетрадями + 100 - самостоятельной работы (чтение, подготовка к экзамену);

3-й год: 100 - аудиторных + 100 - самостоятельной работы (чтение, подготовка к диплому).
250 часов:
ПЕРСОНАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ


30 часов персональная
+ 220 часов групповая
150 часов:
ПЕРСОНАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ СУПЕРВИЗИЯ


20 часов персональная
+ 130 групповая
510 часов:

2-й год: 120 - практики в группе + 70 - интервизия + 40 - практики с реальными клиентами;

3-й год: 140 - практики в группе (под супервизию) + 70 - интервизия + 70 - практики с реальными клиентами.
50 часов
ЕАГТ   Терапевт пишет отчет о подопечном после завершения Супервизор пишет отчет о подопечном после 20 сессий Заверяется старшим преподава-телем программы  
РШГ   Терапевт пишет декларацию в РШГ с количеством часов персональной терапии Супервизор пишет декларацию в РШГ с количеством часов персональной супервизии Итоговая работа (диплом) под руководством преподавателя. Отзыв о работе дает рецензент и руководитель. Сертификаты участия или удостоверение повышения квалификации
ЕАГТ   Требования к ГТ: 3 года клинической практики Требования к СВ: не менее 8 лет практики + специализация по супервизии Требования 1: иметь договоры с местами практики, подтверждающие практику. Требования 2: после каждой 4-й сессии идет к СВ в течение 1-го года  
РШГ   Требования к ГТ: 3 года клинической практики Требования к СВ: не менее 5 лет практики ГТ + специализация по супервизии Требование - после каждой 3-й сессии берет супервизию в течение 1-го года практики