«Терапия контакта и отношений»
Программа профессиональной переподготовки «Терапия контакта и отношений: гештальт-подход» (начальный уровень обучения Гештальту)
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Гештальт-подход представляет собой целостное единство пяти основных измерений человека: физического, эмоционального, когнитивного, социального и духовного (С.Гингер). Это позволяет ему, фокусируясь на настоящем и, ассимилируя прошлый опыт, планировать будущее, а значит, развивать потенциал человека, способствуя его личностному росту и постоянному развитию.
Цель: формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для сопровождения развития и личностного роста детей и взрослых с применением гештальт-подхода.
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
А) Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего программу профессиональной переподготовки «Терапия контакта и отношений: гештальт-подход» для выполнения нового вида деятельности включает:
- совокупность способов, средств, методов, направленных на личностный рост и развитие, необходимых в сфере помогающих профессий;
- раскрытие механизмов личных потенциальных изменений личностных качеств, собственного поведения;
- управление динамикой развития и изменений, необходимых для личностного роста на примере личного опыта.
Б) Объекты профессиональной деятельности
- процессы расширения осознавания и чувственного восприятия;
- процессы характерологических изменений в процессе личностного роста;
- механизмы саморегуляции поведения и адаптации;
- механизмы жизнеустойчивости в процессе изменений;
- самоподдерживающие процессы личностного развития;
- нормативная и методическая документация в профессиональной деятельности.
В) Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
диагностическая деятельность:
- распознавание и идентификация чувственного переживания и его отличий в диапазоне телесных ощущений;
- идентификация стереотипизированных поведенческих механизмов (паттернов);
- выявление актуализированных потребностей;
- распознавание механизмов прерывания контакта с другими;
- описание качества контакта;
- выявление направленности внутриличностных конфликтов.
консультативно-процессуальная деятельность:
- создание условий, необходимых для успешного продвижения в личностных изменениях и расширения осознавания;
- выбор практик для реализации и достижения возможных изменений;
- выбор средств и методов Гештальта для успешного продвижения в личностном росте;
- разработка индивидуального плана развития с применением средств Гештальта;
- привлечение различных форматов практики с применением Гештальта (групповой, парной, индивидуальной);
- использование активного слушания для диалогового формата консультационной деятельности;
- освоение на практике личностных возможностей, ресурсов и потенциала;
- использование многочисленных техник для реализации запросов;
- применение практических навыков процесса завершения ситуаций и эмоциональных переживаний.
Г) *Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом (ФГОС нет; есть профессиональный стандарт РШГ)
- начальный уровень личной готовности к гештальт-практике.
1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
А) Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
в области диагностической деятельности:
- способностью идентифицировать личные ощущения;
- способностью видеть телесные проявления другого человека;
- способностью идентифицировать личные чувственные переживания;
- способностью различений чувственного переживания от интеллектуализаций;
- способностью идентифицировать экзистенциальный опыт;
- способностью осознавания личностных потребностей, желаний.
в области консультативно-процессуальной деятельности:
- способностью различать модальности функционирования человека;
- способностью взятия ответственности на себя за собственные поведенческие и эмоциональные реакции;
- способностью создания пространства для терапевтического диалога;
- способностью творческого приспособления к новизне и неожиданным ситуациям;
- способностью слышать и видеть паттерны поведения;
- способностью слушать переживания другого человека;
- способностью отказываться от оценочных суждений;
- способностью отказываться от интерпретаций чужого поведения;
- способностью отличить факт от суждения или мнения;
- способностью выбора простых форм и методов отреагирования;
- способностью наблюдать и описывать собственную феноменологию и различать феноменологию других людей.
в области организационно-управленческой деятельности:
- способностью организовать пространство для реализации помогающей деятельности;
- способностью анализировать нормативные и методические материалы, нормы и правила;
- способностью организовать рабочее местодля смежных специалистов, для реализации услуг в частной практике с применением Гештальта.
в области научно-исследовательской деятельности:
- способностью аккумулировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт в области Гештальта и помогающих профессий;
- способностью участвовать в конференциях и интенсивах с применением личных адаптационных процессов;
- оказывать волонтерскую поддержку при участии в конференциях опытных гештальт-практиков.
Б) Выпускник должен обладать знаниями и умениями в следующих областях психологии и консультирования в гештальт-подходе:
- базовые принципы участия в групповом процессе;
- основные понятия и термины, с которыми работает гештальт-подход,
- принципы парадоксальных изменений (А.Бейсер),
- в области проведения и применения групповых экспериментов;
- фокусировать и концентрировать свое внимание как на отдельных частях процесса, так и целостном его видении;
- осознанно устанавливать собственные границы в контакте с другим человеком;
- опираться на ситуацию «здесь и сейчас», творчески приспосабливаться к ней, сокращая объем вербальной продукции о «там и тогда»;
- установление контакта с другим человеком посредством внимания и присутствия;
- приобретение гибкости собственных границ в контакте со средой.
1.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПОСТУПАЮШЕГО НА ОБУЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее непрофильное образование,
незаконченное высшее не ранее 3-го курса.
Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного или установленного образца; справкой с места учебы,
с подписями и печатью образовательного учреждения, выданной не ранее 2-х недель на момент поступления на программу.
1.5. ТРУДОЕМКОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Нормативная трудоемкость обучения по данной программе – 300 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной
работы слушателя.
1.6. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Форма обучения - очно-заочная.
1.7. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
При данной форме обучения учебная нагрузка устанавливается не более 40 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной
(самостоятельной) учебной работы слушателя.
Учебный план программы.