«Терапия контакта и отношений»

Программа профессиональной переподготовки «Терапия контакта и отношений: гештальт-подход» (начальный уровень обучения Гештальту)

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Гештальт-подход представляет собой целостное единство пяти основных измерений человека: физического, эмоционального, когнитивного, социального и духовного (С.Гингер). Это позволяет ему, фокусируясь на настоящем и, ассимилируя прошлый опыт, планировать будущее, а значит, развивать потенциал человека, способствуя его личностному росту и постоянному развитию.

Цель: формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для сопровождения развития и личностного роста детей и взрослых с применением гештальт-подхода.

1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

А) Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего программу профессиональной переподготовки «Терапия контакта и отношений: гештальт-подход» для выполнения нового вида деятельности включает:

  • совокупность способов, средств, методов, направленных на личностный рост и развитие, необходимых в сфере помогающих профессий;
  • раскрытие механизмов личных потенциальных изменений личностных качеств, собственного поведения;
  • управление динамикой развития и изменений, необходимых для личностного роста на примере личного опыта.

Б) Объекты профессиональной деятельности

  • процессы расширения осознавания и чувственного восприятия;
  • процессы характерологических изменений в процессе личностного роста;
  • механизмы саморегуляции поведения и адаптации;
  • механизмы жизнеустойчивости в процессе изменений;
  • самоподдерживающие процессы личностного развития;
  • нормативная и методическая документация в профессиональной деятельности.

В) Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

диагностическая деятельность:

  • распознавание и идентификация чувственного переживания и его отличий в диапазоне телесных ощущений;
  • идентификация стереотипизированных поведенческих механизмов (паттернов);
  • выявление актуализированных потребностей;
  • распознавание механизмов прерывания контакта с другими;
  • описание качества контакта;
  • выявление направленности внутриличностных конфликтов.

консультативно-процессуальная деятельность:

  • создание условий, необходимых для успешного продвижения в личностных изменениях и расширения осознавания;
  • выбор практик для реализации и достижения возможных изменений;
  • выбор средств и методов Гештальта для успешного продвижения в личностном росте;
  • разработка индивидуального плана развития с применением средств Гештальта;
  • привлечение различных форматов практики с применением Гештальта (групповой, парной, индивидуальной);
  • использование активного слушания для диалогового формата консультационной деятельности;
  • освоение на практике личностных возможностей, ресурсов и потенциала;
  • использование многочисленных техник для реализации запросов;
  • применение практических навыков процесса завершения ситуаций и эмоциональных переживаний.

Г) *Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом (ФГОС нет; есть профессиональный стандарт РШГ)

  • начальный уровень личной готовности к гештальт-практике.

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

А) Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

в области диагностической деятельности:

  • способностью идентифицировать личные ощущения;
  • способностью видеть телесные проявления другого человека;
  • способностью идентифицировать личные чувственные переживания;
  • способностью различений чувственного переживания от интеллектуализаций;
  • способностью идентифицировать экзистенциальный опыт;
  • способностью осознавания личностных потребностей, желаний.

в области консультативно-процессуальной деятельности:

  • способностью различать модальности функционирования человека;
  • способностью взятия ответственности на себя за собственные поведенческие и эмоциональные реакции;
  • способностью создания пространства для терапевтического диалога;
  • способностью творческого приспособления к новизне и неожиданным ситуациям;
  • способностью слышать и видеть паттерны поведения;
  • способностью слушать переживания другого человека;
  • способностью отказываться от оценочных суждений;
  • способностью отказываться от интерпретаций чужого поведения;
  • способностью отличить факт от суждения или мнения;
  • способностью выбора простых форм и методов отреагирования;
  • способностью наблюдать и описывать собственную феноменологию и различать феноменологию других людей.

в области организационно-управленческой деятельности:

  • способностью организовать пространство для реализации помогающей деятельности;
  • способностью анализировать нормативные и методические материалы, нормы и правила;
  • способностью организовать рабочее местодля смежных специалистов, для реализации услуг в частной практике с применением Гештальта.

в области научно-исследовательской деятельности:

  • способностью аккумулировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт в области Гештальта и помогающих профессий;
  • способностью участвовать в конференциях и интенсивах с применением личных адаптационных процессов;
  • оказывать волонтерскую поддержку при участии в конференциях опытных гештальт-практиков.

Б) Выпускник должен обладать знаниями и умениями в следующих областях психологии и консультирования в гештальт-подходе:

  • базовые принципы участия в групповом процессе;
  • основные понятия и термины, с которыми работает гештальт-подход,
  • принципы парадоксальных изменений (А.Бейсер),
  • в области проведения и применения групповых экспериментов;
  • фокусировать и концентрировать свое внимание как на отдельных частях процесса, так и целостном его видении;
  • осознанно устанавливать собственные границы в контакте с другим человеком;
  • опираться на ситуацию «здесь и сейчас», творчески приспосабливаться к ней, сокращая объем вербальной продукции о «там и тогда»;
  • установление контакта с другим человеком посредством внимания и присутствия;
  • приобретение гибкости собственных границ в контакте со средой.

1.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПОСТУПАЮШЕГО НА ОБУЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее непрофильное образование, незаконченное высшее не ранее 3-го курса.

Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного или установленного образца; справкой с места учебы, с подписями и печатью образовательного учреждения, выданной не ранее 2-х недель на момент поступления на программу.

1.5. ТРУДОЕМКОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Нормативная трудоемкость обучения по данной программе – 240 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.

1.6. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Форма обучения - с частичным отрывом от работы.

1.7. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

При данной форме обучения учебная нагрузка устанавливается не более 40 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.