«Сопровождение парных отношений»

Программа профессиональной переподготовки «Сопровождение изменений и развития парных отношений в гештальт-подходе» (квалификация: гештальт-практик)

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель: формирование у слушателей системы теоретических знаний и практических умений и навыков, профессиональных компетенций, необходимых для сопровождения развития и изменений парных отношений в гештальт-подходе.

1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

А) Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего программу профессиональной переподготовки «Сопровождение развития и изменений парных отношений в гештальт-подходе» для выполнения нового вида деятельности включает:

  • овладение совокупностью теории, способов и техник работы с парами, средств и методов, направленных на развитие и изменения, необходимых для работы в сфере помогающих профессий;
  • управление процессом сопровождения пар на пути решения их проблем, задач парного развития и изменений;
  • умение организовывать и проводить мероприятия в различных форматах по сопровождению пар в гештальт-подходе;

Б) Объекты профессиональной деятельности:

  • процессы расширения осознавания и чувственного восприятия в паре;
  • процессы изменений в процессе роста отношений, обратившихся за помощью;
  • механизмы и процессы сопротивления контакту и развития парного взаимодействия;
  • нормативная и методическая документация в профессиональной деятельности.

В) Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

диагностическая деятельность:

  • распознавание и идентификация чувственных переживаний и отличий в диапазоне телесных ощущений;
  • идентификация стереотипизированных поведенческих механизмов (паттернов) в паре;
  • выявление актуализированных потребностей пары с целью их удовлетворения в процессе консультирования;
  • распознавание механизмов прерывания контакта партнеров;
  • описание качества парнрого контакта;
  • выявление направленности конфликтов в отношениях пары.

консультативно-процессуальная деятельность:

  • создание условий, необходимых для успешного продвижения в изменениях;
  • выбор практик для реализации и достижения возможных изменений у партнеров;
  • выбор средств и методов Гештальта для успешного продвижения процесса консультирования пары;
  • привлечение различных форматов практики и экспериментов с применением Гештальта (групповой, парной, индивидуальной);
  • использование активного слушания для диалогового формата консультационной деятельности при работе с парами;
  • освоение на практике возможностей, ресурсов и потенциала отношений в паре;
  • использование многочисленных техник для реализации запросов;
  • применение практических навыков процесса завершения ситуаций и эмоциональных переживаний.

Г) *Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом (ФГОС нет; есть профессиональный стандарт РШГ).

  • специальный уровень личной готовности к гештальт-практике.

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

А) Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

в области диагностической деятельности:

  • способностью идентифицировать личные ощущения;
  • способностью видеть телесные проявления в парных взаимодействиях;
  • способностью идентифицировать личные чувственные переживания;
  • способностью различений чувственного переживания от интеллектуализаций;
  • способностью идентифицировать экзистенциальный опыт отношений;
  • способностью осознавания личностных потребностей, желаний.

в области консультативно-процессуальной деятельности:

  • способностью различать модальности функционирования пары;
  • способностью взятия ответственности на себя за собственные поведенческие и эмоциональные реакции;
  • способностью создания пространства для терапевтического диалога с партнерами;
  • способностью творческого приспособления к новизне и неожиданным ситуациям, возникающим в процессе консультирования;
  • способностью слышать и видеть паттерны поведения пары;
  • способностью слушать переживания в отношениях;
  • способностью отказываться от оценочных суждений;
  • способностью отказываться от интерпретаций чужого поведения;
  • способностью отличить факт от суждения или мнения;
  • способностью выбора простых форм и методов отреагирования;
  • способностью наблюдать и описывать собственную феноменологию и различать феноменологию пары.

в области организационно-управленческой деятельности:

  • способностью организовать пространство для реализации помогающей деятельности;
  • способностью анализировать нормативные и методические материалы, нормы и правила;
  • способностью организовать рабочее место для смежных специалистов, для реализации услуг в частной практике с применением Гештальта.

в области научно-исследовательской деятельности:

  • способностью аккумулировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт в области Гештальта и помогающих профессий;
  • способностью участвовать в конференциях и интенсивах с применением личных адаптационных процессов;
  • оказывать волонтерскую поддержку при участии в конференциях опытных гештальт-практиков.

Б) Выпускник должен обладать знаниями и умениями в следующих областях психологии и консультирования в гештальт-подходе:

  • базовые принципы участия в групповом процессе;
  • основные понятия и термины, с которыми работает гештальт-подход с парами;
  • принципы парадоксальных изменений (А.Бейсер);
  • в области проведения и применения парных экспериментов;
  • фокусировать и концентрировать свое внимание как на отдельных частях процесса, так и целостном его видении;
  • осознанно устанавливать собственные границы в контакте с целостностью пары;
  • опираться на ситуацию «здесь и сейчас», творчески приспосабливаться к ней, сокращая объем вербальной продукции о «там и тогда»;
  • установление контакта с парой посредством внимания и присутствия;
  • приобретение гибкости собственных границ в контакте со средой.

1.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПОСТУПАЮШЕГО НА ОБУЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь высшее профессиональное образование, базовое образование в области Гештальта.

Наличие указанного образования должно подтверждаться документами государственного или установленного образца.

1.5. ТРУДОЕМКОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Нормативная трудоемкость обучения по данной программе – 550 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.

1.6. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Форма обучения - с частичным отрывом от работы.

1.7. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

При данной форме обучения учебная нагрузка устанавливается не более 55 часов в месяц, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.