ТЕЛО: реляционная гештальтерапия тела
Программа профессиональной переподготовки ТЕЛО: реляционная гештальтерапия тела (квалификация: гештальт-практик)
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование у слушателей системы теоретических знаний и практических умений и навыков, профессиональных компетенций, необходимых для специализации в работе с телом и телесностью в гештальт-подходе.
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
А) Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего программу профессиональной переподготовки «ТЕЛО: реляционный гештальт-подход к работе с телом» для выполнения нового вида деятельности включает:
- изучении теории и практики работы с телом в реляционном гештальт-подходе;
- овладение практическими методами и техниками работы с телом в реляционном гештальт-подходе и их применение;
- получение гипервизорской и интервизорской поддержки с помощью более опытных специалистов.
Б) Объекты профессиональной деятельности:
- процессы сопровождения профессионального развития гештальт-практиков;
- процессы оказания коллегиальной помощи и профессионального расширения понимания и видения гештальт-практиков;
- поддержка процесса профессионального развития;
- способствовать налаживанию и развитию отношений в профессиональной среде.
В) Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
диагностическая деятельность:
консультативно-процессуальная деятельность:
- понимание особенностей работы с телом в реляционном гештальт-подходе;
- выделение особенностей работы с телом при сопровождении клиентов, имеющих трудности с распознаванием своих телесных ощущений;
- знание основных принципов работы с телом в реляционном гештальт-подходе в работе с психосоматическими, травматическими, экзистенциальными трудностями с жизненном опыте клиентов;
- ориентация в специфических особенностях работы с телом в реляционном гештальт-подходе.
Г) Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом (госстандарта нет; есть профессиональный стандарт РШГ)
- специалист в области гештальт-практики работы с телом.
1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
А) Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
в области диагностической деятельности:
- владеть методологической баз.ой работы с телом для успешного сопровождения клиентов;
- владеть навыками реляционной диалоговой модели для создания терапевтического альянса с клиентом;
- компетенции в области креативности (широкий кругозор; спонтанность; нестандартный подход к работе);
- компетенции социально-профессиональной ответственности (осознавание собственных границ компетентности; ответственность за безопасность и соблюдение конфиденциальности в сфере помогающих профессий);
- компетенцию социально-профессиональной адаптивности (развитие потребности в непрерывном саморазвитии и профессиональном росте; социальное признание профессионального сообщества).
в области консультативно-процессуальной деятельности:
- способностью анализировать сложные случаи и понимать методы оказания помощи;
- способностью взятия профессиональной ответственности;
- способностью создания пространства для терапевтического диалога и работы с телом;
- способностью принимать иные взгляды, верования и суждения;
- способностью к толерантности в отношении сложностей и проблем у клиентов;
- способностью слышать и видеть параллельные процессы в терапии и супервизии;
- способностью эмпатической включенности к жизненному опыту клиента;
- способностью отказываться от оценочных суждений;
- способностью отказываться от интерпретаций чужого поведения;
- способностью в выборе эффективных рекомендаций для успешной практики;
в области организационно-управленческой деятельности:
- способностью организовать пространство для реализации своей гештальт-практики работы с телом;
- способностью анализировать нормативные и методические материалы, нормы и правила, необходимые для профессиональной деятельности;
- способностью организовать рабочее место для смежных специалистов, для реализации услуг в частной практике с применением Гештальта.
в области научно-исследовательской деятельности:
- способностью аккумулировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт в области Гештальта и помогающих профессий;
- способностью участвовать в конференциях и интенсивах с применением личных адаптационных процессов;
- оказывать волонтерскую поддержку при участии в конференциях опытных гештальт-практиков.
Б) Выпускник должен обладать знаниями и умениями в следующих областях психологии и консультирования в гештальт-подходе:
- теоретические положения и принципы работы с телом в реляционном гештальт-подходе;
- основные понятия и термины, с которыми работает реляционный гештальт-подход;
- принципы парадоксальных изменений (А.Бейсер);
- в области проведения и применения групповых экспериментов с телом;
- фокусировать и концентрировать свое внимание как на отдельных частях процесса, так и целостном его видении;
- осознанно устанавливать собственные границы в контакте с другим человеком, особенно его телесных границ;
- опираться на ситуацию «здесь и сейчас», творчески приспосабливаться к ней, сокращая объем вербальной продукции о «там и тогда»;
- установление контакта с другим человеком посредством внимания и присутствия;
- приобретение гибкости собственных границ в контакте со средой.
1.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПОСТУПАЮШЕГО НА ОБУЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь высшее образование, теоретическую и практическую подготовку в области Гештальта.
Наличие указанного образования должно подтверждаться документами государственного или установленного образца.
1.5. ТРУДОЕМКОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Нормативная трудоемкость обучения по данной программе – 500 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.
1.6. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Форма обучения - с частичным отрывом от работы.
1.7. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
При данной форме обучения учебная нагрузка устанавливается не более 50 часов в месяц, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.
Учебный план программы.