«Эффективность контакта в работе с детьми»

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Развитие эффективности контакта с применением гештальт-подхода при работе с детьми» (с применением дистанционных технологий)

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель: получение слушателями программы системы знаний, практических навыков, компетенций, необходимых для построения эффективного контакта с детьми в гештальт-подходе (с применением дистанционных технологий).

1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

А) Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего программу повышения квалификации «Развитие эффективности контакта с применением гештальт-подхода при работе с детьми» (с применением дистанционных технологий) включает:

  • совокупность способов, средств, методов, направленных на развитие эффективности контакта у ребенка с применением гештальт-подхода;
  • управление динамикой развития и изменений ребенка с помощью методов и техник гештальт-подхода.

Б) Объекты профессиональной деятельности:

  • психическая жизнь ребенка в социальном окружении,
  • формирование и развитие личности,
  • развитие социальных связей и общения ребенка,
  • развитие социальных умений и навыков с применением методов и техник гештальт-подхода.
  • процессы характерологических изменений ребенка в процессе гештальт-терапии;
  • механизмы саморегуляции поведения и адаптации у ребенка;
  • нормативная и методическая документация в профессиональной деятельности.

В) Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

диагностическая деятельность:

  • уровень социальных умений у ребенка с применением методов гештальт-подхода;
  • идентификация стереотипизированных поведенческих механизмов (паттернов) ребенка в процессе взаимодействия;
  • выявление проблемных зон в контакте ребенка с собой и с миром;
  • распознавание механизмов прерывания контакта ребенка с другими людьми;
  • описание качества контакта ребенка и окружающих его людей;
  • выявление направленности внутриличностных конфликтов у ребенка.

консультативно-процессуальная деятельность:

  • создание условий, необходимых для развития способности к эффективному контакту у ребенка;
  • выбор практик для реализации и достижения возможных изменений коммуникативной сферы ребенка;
  • разработка программ развития эффективного контакта ребенка с применением средств Гештальта;
  • привлечение различных форматов практики с применением Гештальта (групповой, индивидуальной);
  • использование активного слушания для диалогового формата консультационной деятельности с ребенком;
  • использование многочисленных техник для реализации запросов родителей и ребенка с целью улучшения коммуникативной сферы;
  • применение практических навыков процесса завершения ситуаций и эмоциональных переживаний у ребенка.

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

А) Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

в области диагностической деятельности:

  • способность находить адекватные диагностические методы гештальт-подхода, используемые для диагностики личности ребенком;
  • способность компенсировать коммуникативные проблемы у детей и подростков;
  • способность использовать специфические техники гештальт-подхода для определения уровня развития эффективного контакта ребенка;
  • способность разрабатывать рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений;
  • способность анализировать уровень развития общения у детей и подростков с применением диагностики в Гештальте.

в области консультативно-процессуальной деятельности:

  • способность наблюдать и описывать феноменологию ребенка и его способности к установлению контакта;
  • способность применять технический инструментарий для сопровождения детей: когда, что и в каком возрасте;
  • способность налаживать контакт с ребенком и вовлекать его в процесс развития и изменений;
  • способность организовывать и выстраивать отношения с семьей ребенка с целью его психологического и интеллектуального благополучия;
  • способность владеть приемами сопровождения агрессивного поведения ребенка в контакте с другими людьми.

в области организационно-управленческой деятельности:

  • способностью организовать пространство для реализации помогающей деятельности ребенку;
  • способностью анализировать нормативные и методические материалы, нормы и правила для организация контакта с ребенком и его семьей;
  • способностью организовать рабочее место для смежных специалистов, для реализации услуг в частной практике с применением Гештальта;
  • способностью организовать и составить коррекционные и развивающие программы по развитию социальных умений у ребенка с применением гештальт-подхода.

в области научно-исследовательской деятельности:

  • способностью аккумулировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт в области гештальт-подхода при работе с детьми и других помогающих профессий;
  • способностью участвовать в конференциях и интенсивах с применением личных адаптационных процессов;
  • оказывать волонтерскую поддержку при участии в конференциях опытных гештальт-практиков.

Б) Выпускник должен обладать знаниями и умениями в следующих областях психологии и консультирования в гештальт-подходе:

  • общие закономерности развития психики в детстве, показатели развития познавательной, мотивационной, личностной сфер ребенка;
  • адекватные представления об общем психическом развитии ребенка, получить представления об основных закономерностях развития современных детей;
  • развитие способности ребенка к контакту с позиции гештальт-подхода;
  • распознавать феноменологию ребенка; получить прикладные знания в области сопровождения детей в гештальт-подходе;
  • освоить принципы, методы и направления работы с детьми в гештальт-подходе;
  • иметь современные представления о возможностях укрепления контакта с ребенком и его поддержки в острых и травматичных ситуациях;
  • знать основные принципы индивидуальной и групповой работы с детьми в гештальт-подходе с целью развития способностей к установлению контакта с собой и другими людьми;
  • использовать методы работы в Гештальте, способными компенсировать коммуникативные проблемы у детей и подростков;
  • освоить базовые техники и приёмы гештальт-подхода в работе с детьми;
  • использовать специфические техники гештальт-подхода для организации сопровождения развития эффективного контакта ребенка;
  • разрабатывать рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений;
  • уметь анализировать уровень развития общения у детей и подростков с применением диагностики в Гештальте;
  • уметь организовывать психологическую работу с детьми в школе с целью предупреждения коммуникативных проблем с использованием методов гештальт-подхода;
  • определять факторы риска и источники школьной травли, уметь работать с детским буллингом в Гештальте.

1.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПОСТУПАЮШЕГО НА ОБУЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь высшее или незаконченное высшее психологическое, медицинское, психолого-педагогическое, педагогическое образованием или иметь диплом о переподготовке в области сопровождения детей в гештальт-подходе и др.

Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного или установленного образца; справкой с места учебы, с подписями и печатью образовательного учреждения, выданной не ранее 2-х недель на момент поступления на программу.

1.5. ТРУДОЕМКОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Нормативная трудоемкость обучения по данной программе – 20 часов, включая все формы дистанционных технологий, применяемых в учебной работе слушателя.

1.6. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Форма обучения - с использованием дистанционных образовательных технологий, без отрыва от работы

1.7. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

При данной форме обучения учебная нагрузка устанавливается не более 4 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.