«Эффективность контакта в работе с детьми»
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Развитие эффективности контакта при работе с детьми и подростками» (с применением дистанционных технологий)
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель: получение слушателями программы системы знаний, практических навыков, компетенций, необходимых для построения эффективного контакта с детьми в гештальт-подходе (с применением дистанционных технологий).
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
А) Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего программу повышения квалификации «Развитие эффективности контакта при работе с детьми и подростками» (с применением дистанционных технологий) включает:
- совокупность способов, средств, методов, направленных на развитие эффективности контакта у ребенка с применением гештальт-подхода;
- управление динамикой развития и изменений ребенка с помощью методов и техник гештальт-подхода.
Б) Объекты профессиональной деятельности:
- психическая жизнь ребенка в социальном окружении,
- формирование и развитие личности,
- развитие социальных связей и общения ребенка,
- развитие социальных умений и навыков с применением методов и техник гештальт-подхода.
- процессы характерологических изменений ребенка в процессе гештальт-терапии;
- механизмы саморегуляции поведения и адаптации у ребенка;
- нормативная и методическая документация в профессиональной деятельности.
В) Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
диагностическая деятельность:
- уровень социальных умений у ребенка с применением методов гештальт-подхода;
- идентификация стереотипизированных поведенческих механизмов (паттернов) ребенка в процессе взаимодействия;
- выявление проблемных зон в контакте ребенка с собой и с миром;
- распознавание механизмов прерывания контакта ребенка с другими людьми;
- описание качества контакта ребенка и окружающих его людей;
- выявление направленности внутриличностных конфликтов у ребенка.
консультативно-процессуальная деятельность:
- создание условий, необходимых для развития способности к эффективному контакту у ребенка;
- выбор практик для реализации и достижения возможных изменений коммуникативной сферы ребенка;
- разработка программ развития эффективного контакта ребенка с применением средств Гештальта;
- привлечение различных форматов практики с применением Гештальта (групповой, индивидуальной);
- использование активного слушания для диалогового формата консультационной деятельности с ребенком;
- использование многочисленных техник для реализации запросов родителей и ребенка с целью улучшения коммуникативной сферы;
- применение практических навыков процесса завершения ситуаций и эмоциональных переживаний у ребенка.
1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
А) Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
в области диагностической деятельности:
- способность находить адекватные диагностические методы гештальт-подхода, используемые для диагностики личности ребенком;
- способность компенсировать коммуникативные проблемы у детей и подростков;
- способность использовать специфические техники гештальт-подхода для определения уровня развития эффективного контакта ребенка;
- способность разрабатывать рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений;
- способность анализировать уровень развития общения у детей и подростков с применением диагностики в Гештальте.
в области консультативно-процессуальной деятельности:
- способность наблюдать и описывать феноменологию ребенка и его способности к установлению контакта;
- способность применять технический инструментарий для сопровождения детей: когда, что и в каком возрасте;
- способность налаживать контакт с ребенком и вовлекать его в процесс развития и изменений;
- способность организовывать и выстраивать отношения с семьей ребенка с целью его психологического и интеллектуального благополучия;
- способность владеть приемами сопровождения агрессивного поведения ребенка в контакте с другими людьми.
в области организационно-управленческой деятельности:
- способностью организовать пространство для реализации помогающей деятельности ребенку;
- способностью анализировать нормативные и методические материалы, нормы и правила для организация контакта с ребенком и его семьей;
- способностью организовать рабочее место для смежных специалистов, для реализации услуг в частной практике с применением Гештальта;
- способностью организовать и составить коррекционные и развивающие программы по развитию социальных умений у ребенка с применением гештальт-подхода.
в области научно-исследовательской деятельности:
- способностью аккумулировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт в области гештальт-подхода при работе с детьми и других помогающих профессий;
- способностью участвовать в конференциях и интенсивах с применением личных адаптационных процессов;
- оказывать волонтерскую поддержку при участии в конференциях опытных гештальт-практиков.
Б) Выпускник должен обладать знаниями и умениями в следующих областях психологии и консультирования в гештальт-подходе:
- общие закономерности развития психики в детстве, показатели развития познавательной, мотивационной, личностной сфер ребенка;
- адекватные представления об общем психическом развитии ребенка, получить представления об основных закономерностях развития современных детей;
- развитие способности ребенка к контакту с позиции гештальт-подхода;
- распознавать феноменологию ребенка; получить прикладные знания в области сопровождения детей в гештальт-подходе;
- освоить принципы, методы и направления работы с детьми в гештальт-подходе;
- иметь современные представления о возможностях укрепления контакта с ребенком и его поддержки в острых и травматичных ситуациях;
- знать основные принципы индивидуальной и групповой работы с детьми в гештальт-подходе с целью развития способностей к установлению контакта с собой и другими людьми;
- использовать методы работы в Гештальте, способными компенсировать коммуникативные проблемы у детей и подростков;
- освоить базовые техники и приёмы гештальт-подхода в работе с детьми;
- использовать специфические техники гештальт-подхода для организации сопровождения развития эффективного контакта ребенка;
- разрабатывать рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений;
- уметь анализировать уровень развития общения у детей и подростков с применением диагностики в Гештальте;
- уметь организовывать психологическую работу с детьми в школе с целью предупреждения коммуникативных проблем с использованием методов гештальт-подхода;
- определять факторы риска и источники школьной травли, уметь работать с детским буллингом в Гештальте.
1.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПОСТУПАЮШЕГО НА ОБУЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь высшее или незаконченное высшее психологическое, медицинское, психолого-педагогическое, педагогическое образованием или иметь диплом о переподготовке в области сопровождения детей в гештальт-подходе и др.
Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного или установленного образца; справкой с места учебы, с подписями и печатью образовательного учреждения, выданной не ранее 2-х недель на момент поступления на программу.
1.5. ТРУДОЕМКОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Нормативная трудоемкость обучения по данной программе – 20 часов, включая все формы дистанционных технологий, применяемых в учебной работе слушателя.
1.6. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Форма обучения - очно-заочная (дистанционная).
1.7. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
При данной форме обучения учебная нагрузка устанавливается не более 4 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.
Учебный план программы.