«Работа с утратами и горем»
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Работа с утратами и горем: гештальт-подход».
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель: освоение теоретических знаний и овладение практическими умениями и навыками, а также профессиональными компетенциями для работы с утратами в гештальт-подходе.
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
А. Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего программу повышения квалификации «Работа с утратами и горем: гештальт-подход», включает:
- ориентирование в современных представлениях о работе с утратой и горем в гештальт-подходе;
- умение применять полученные знания в практике работы с утратами.
Б. Объекты профессиональной деятельности.
- представление об утрате и горе;
- динамика процесса горевания;
- особенности сопровождения человека, проживающего утрату.
В. Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
диагностическая деятельность:
- различение феноменологии утраты и горя и их видов;
- определение динамики процесса горевания и ее нарушения;
- видение завершенности-незавершенности задач горевания.
консультативно-процессуальная деятельность:
- умение выстраивать контакт с людьми, переживающими утраты;
- способность к распознаванию форм осложненного горя и работы с ним;
- определение факторов, способствующих или препятствующих завершению процесса горевания.
1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
А) Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
в области диагностической деятельности:
- способностью различать феноменологию утрат у разных людей;
- способностью диагностировать факторы, влияющие на осложненное горе;
- способностью распознавать критерии завершенности работы с утратами.
в области консультативно-процессуальной деятельности:
- способностью опираться на базовые принципы гештальт-подхода при работе с утратами;
- способностью использовать феноменологический, диалогический и полевой подход в сопровождении горюющих;
- способностью регулировать свои эмоциональные резонансы в контакте с человеком, переживающим утрату;
- способностью поддерживать подходящий для данного человека процесс горевания;
- способностью к устойчивости и восстановлению своего эмоционального состояния;
- способностью выстраивать приоритеты работы с утратой;
- способностью к поиску способов, позволяющих завершать горевание.
в области организационно-управленческой деятельности:
- способностью организовать подходящие условия для проживания процесса утраты;
- способностью поддерживать салютогенный подход к гореванию.
в области научно-исследовательской деятельности:
- способностью анализировать различные подходы к феномену утраты и горя;
- способностью выделять и сопоставлять подходящие методы в соответствии с этапами работы с утратой.
Б) Выпускник должен обладать знаниями и умениями в следующих областях психологии и консультирования в гештальт-подходе:
- знание о принципах Гештальта в работе с утратами;
- представление о феноменологии утрат и феноменологическом подходе к гореванию;
- умение сопровождать горюющего на разных этапах цикла контакта;
- умение выстраивать границы в работе с утратами.
1.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПОСТУПАЮШЕГО НА ОБУЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу повышения квалификации, должны иметь среднее и высшее профессиональное образование.
Наличие указанного образования должно подтверждаться документами государственного или установленного образца.
1.5. ТРУДОЕМКОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Нормативная трудоемкость обучения по данной программе – 36 часов, включая все виды аудиторной учебной работы слушателя.
1.6. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Форма обучения - очно-заочная.
1.7. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
При данной форме обучения учебная нагрузка устанавливается не более 36 часов в неделю, включая все виды аудиторной учебной работы слушателя.
Учебный план программы.