«Супервизия по работе с детьми»
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Супервизия специалистов, работающих с детьми и подростками» (с применением дистанционных технологий).
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование у слушателей системы теоретических знаний и практических умений и навыков, профессиональных компетенций, необходимых для работы с детьми и подростками в гештальт-подходе.
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
А. Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего программу повышения квалификации «Супервизия специалистов, работающих с детьми и подростками», включает:
- на основе полученных теоретических знаний уметь ориентироваться в современных теориях и стратегиях работы с детьми и подростками в гештальт-подходе;
- умение решать прикладные и практические задачи в процессе работы с детьми.
Б. Объекты профессиональной деятельности.
- понимание процессов изменений и развития детей в рамках прохождения гештальттерапии;
- механизмы адаптации у гештальт-практиков к среде и сопротивления контакту с собой и другими;
- нормативная и методическая документация в профессиональной деятельности гештальт-практика, работающего с детьми.
В. Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
диагностическая деятельность:
- умение гештальт-практиков оценивать изменения и работать с динамикой терапевтических процессов у детей в ходе прохождения психотерапии;
- определение уровня развития самосознания, способностей, характерологических свойств и личностных черт у детей в процессе работы гештальт-практика.
консультативно-процессуальная деятельность:
- создание условий гештальт-практиком, необходимых для успешной работы с детьми;
- умение гештальт-практика реализовывать стратегии и тактики сопровождения детей в Гештальте;
- реализация интерактивных методов, ориентированных на личностные изменения в работе с детьми в гештальт-подходе.
1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
А) Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
в области диагностической деятельности:
- способностью работать с разным спектром проблем у детей и подростков и оказывать профессиональную помощь и поддержку, толерантно воспринимая возрастные, социальные, культурные и ментальные различия;
- способностью диагностировать феномены различных трудностей ребенка и находить способы оказания психологической помощи;
- способностью анализировать проблемы и трудности у детей, их процессы контактирования и отношений со средой.
в области консультативно-процессуальной деятельности:
- способностью использовать приемы психологического консультирования в индивидуальной и групповой работе с детьми;
- способностью разрабатывать и использовать эксперименты, упражнения и процедуры для успешной работы с детьми и подростками;
- способностью гештальт-практика давать селективную обратную связь;
- способностью присутствовать и создавать пространство для терапевтических диалогов и игр в контакте с ребенком;
- способностью творческого приспособления к характерологическим особенностям детей и их родителей;
- способностью анализировать реакции и поведение, объяснять свои интервенции и выбранные методы работы с детьми;
- способностью помогать ассимилировать терапевтический опыт в процессе работы;
- способностью отказываться от оценочных суждений в отношении ребенка;
- способностью опираться на факты и реалии, а не на суждения или мнения;
- способностью наблюдать и описывать феномены, присущие конкретному человеку и его способностью к контакту.
в области организационно-управленческой деятельности:
- способностью организовать свое профессиональное пространство для работы с детьми, способствующую более эффективной работе;
- способностью анализировать нормативные и методические материалы, нормы и правила;
- способностью организовать рабочее место для смежных специалистов, для расширения и более полного спектра реализации услуг в частной практике с применением Гештальта.
в области научно-исследовательской деятельности:
- способностью аккумулировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт в области работы с детьми в Гештальте;
- способностью организовывать эксперименты в процессе гештальт-практики в демонстрационных показах на конференциях и интенсивах;
- оказывать волонтерскую поддержку при участии в конференциях опытных гештальт-практиков.
Б) Выпускник должен обладать знаниями и умениями в следующих областях психологии и консультирования в гештальт-подходе:
- базовые принципы и методы работы с детьми и подростками;
- знать основные понятия и термины сопровождения изменений у детей в гештальт-подходе;
- фокусировать и концентрировать свое внимание на феноменах поведения и реагирования своих и клиента;
- уметь применять этические и деонтологические нормы в работе гештальт-практиком.
1.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПОСТУПАЮШЕГО НА ОБУЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу повышения квалификации, должны иметь высшее профессиональное образование, дополнительной профессиональной переподготовкой в области Гештальта.
Наличие указанного образования должно подтверждаться документами государственного или установленного образца.
1.5. ТРУДОЕМКОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Нормативная трудоемкость обучения по данной программе – 32 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.
1.6. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Форма обучения – очно-заочная.
1.7. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
При данной форме обучения учебная нагрузка устанавливается не более 4 часов в месяц, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.
Учебный план программы.