«Работа с группами поддержки»
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Работа с группами поддержки» (с применением дистанционных технологий)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Цель: освоение теоретических знаний и овладение практическими умениями и навыками, а также профессиональными компетенциями для работы с группами клиентов, переживающих острые эмоциональные состояния в кризисный период с применением гештальт-подхода.
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ.
А. Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего экспресс-обучение по программе «Работа с группами поддержки», включает:
- ориентирование в современных представлениях о работе с агрессивными переживаниями и отреагированием травматического опыта в кризисные периоды;
- умение применять полученные знания в практике работы с группами людей, переживающих острые эмоциональные состояния.
Б. Объекты профессиональной деятельности.
- представление об острых травматических переживаниях, их влиянии на психическое и физиологическое состояние человека, основных способах их проживания и отреагирования;
- особенности сопровождения человека в групповом формате, проживающего травматический опыт в кризисное время.
В. Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
диагностическая деятельность:
- различение феноменологии острых эмоциональных состояний;
- определение динамики группового процесса адаптации к травматическим переживаниям и нарушений, связанных со стрессом;
- видение завершенности-незавершенности процесса отреагирования агрессивных чувств в групповом формате.
консультативно-процессуальная деятельность:
- умение выстраивать контакт с людьми, переживающими острые эмоциональные состояния в кризисное время;
- способность к распознаванию сложно идентифицируемых чувств и работе с ними;
- определение факторов, способствующих или препятствующих отреагированию сильных эмоциональных переживаний.
1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
А) Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
в области диагностической деятельности:
- способностью различать феноменологию сильных эмоциональных переживаний у разных людей;
- способностью диагностировать факторы, влияющие на проживание травматического опыта;
- способностью распознавать критерии завершенности работы с отреагированием чувств.
в области консультативно-процессуальной деятельности:
- способностью опираться на базовые принципы гештальт-подхода при работе с травматическими эмоциональными переживаниями;
- способностью использовать феноменологический, диалогический и полевой подход в сопровождении клиентов в группе, переживающих кризис;
- способностью регулировать свои эмоциональные резонансы в контакте с человеком, переживающим агрессивные чувства;
- способностью поддерживать подходящий для данного человека процесс отреагирования и контейнирования сильных эмоций;
- способностью к устойчивости и восстановлению своего эмоционального состояния;
- способностью выстраивать приоритеты в групповой работе с травматическим опытом;
- способностью к поиску способов, позволяющих снизить негативное влияние травматического опыта на психическое и физическое состояние человека.
в области организационно-управленческой деятельности:
- способностью организовать подходящие условия для проживания сильных эмоций и травматический опыт в группе;
- способностью выявлять в группе людей, которые находятся в особенно сильных и агрессивных переживаниях и оказывать им первоочередную поддержку.
в области научно-исследовательской деятельности:
- способностью анализировать различные подходы к пониманию травматического опыта и его влияния на человека;
- способностью выделять и сопоставлять подходящие методы групповой и индивидуальной работы в сфере оказания поддержки людям, переживающим кризис.
Б) Выпускник должен обладать знаниями и умениями в следующих областях психологии и консультирования в гештальт-подходе:
- знание о принципах Гештальта в работе с сильными чувствами и травматическим опытом в кризисное время;
- умение сопровождать человека, переживающего травматический опыт, на разных этапах цикла контакта;
- умение выстраивать границы в работе с сильными эмоциями и травматическим опытом.
1.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПОСТУПАЮШЕГО НА ОБУЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу повышения квалификации, должны иметь среднее и высшее профессиональное образование.
Наличие указанного образования должно подтверждаться документами государственного или установленного образца.
1.5. ТРУДОЕМКОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Нормативная трудоемкость обучения по данной программе – 44 часа, включая все виды аудиторной учебной работы слушателя в дистанционном формате.
1.6. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.
Форма обучения – с применением дистанционных технологий.
1.7 РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.
При данной форме обучения учебная нагрузка устанавливается не более 5 часов в неделю, включая все виды аудиторной учебной работы слушателя.
Учебный план программы.