«Сопровождение детей и подростков»
Программа профессиональной переподготовки «Сопровождение роста и развития детей и подростков: гештальт-подход» (квалификация: гештальт-практик)
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование у слушателей системы теоретических знаний и практических умений и навыков, профессиональных компетенций, необходимых для сопровождения роста и развития детей и подростков с применением гештальт-подхода.
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
А) Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего программу профессиональной переподготовки «Сопровождение роста и развития детей и подростков: гештальт-подход» для выполнения нового вида деятельности включает:
- овладение совокупностью теории, способов и техник работы с детьми и подростками, средств и методов, направленных на развитие и изменения, необходимых для работы в сфере помогающих профессий;
- управление процессом сопровождения пар на пути решения их проблем, задач детско-подросткового развития и изменений;
- умение организовывать и проводить мероприятия в различных форматах по сопровождению детей и подростков в гештальт-подходе.
Б) Объекты профессиональной деятельности:
- процессы расширения осознавания и чувственного восприятия детей и подростков;
- процессы изменений в процессе развития и роста детей и подростков, обратившихся за помощью;
- механизмы и процессы сопротивления контакту в детско-подростковом развитии;
- нормативная и методическая документация в профессиональной деятельности.
В) Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
диагностическая деятельность:
- распознавание и идентификация чувственных переживаний и отличий в диапазоне телесных ощущений;
- идентификация стереотипизированных поведенческих механизмов (паттернов) детей и подростков;
- выявление актуализированных потребностей в процессе развития детей и подростков;
- распознавание механизмов прерывания контакта с родителями;
- описание качества контакта у детей и подростков;
- выявление направленности внутриличностных конфликтов в детско-подростковом развитии.
консультативно-процессуальная деятельность:
- создание условий, необходимых для успешной работы с детьми и подростками;
- выбор практик для реализации и достижения возможных изменений у детей и подростков;
- выбор средств и методов Гештальта для успешного продвижения процесса работы с детьми и подростками;
- привлечение различных форматов практики и экспериментов с применением Гештальта (групповой, индивидуальной);
- использование игрового компонента в процессе диалогового формата консультационной деятельности при работе с детьми и подростками;
- освоение на практике возможностей, ресурсов и потенциала детско-подросткового развития;
- использование многочисленных техник для реализации запросов родителей для работы с детьми;
- применение практических навыков процесса завершения ситуаций и эмоциональных переживаний у детей и подростков.
Г) Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом (ФГУС нет; есть профессиональный стандарт РШГ):
- специальный уровень гештальт-практики.
1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
А) Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
в области диагностической деятельности:
- способностью идентифицировать личные ощущения;
- способностью видеть телесные проявления в парных взаимодействиях;
- способностью идентифицировать личные чувственные переживания;
- способностью различений чувственного переживания от интеллектуализаций;
- способностью идентифицировать свой детский экзистенциальный опыт;
- способностью осознавания личностных потребностей, желаний в детском и подростковом возрасте.
в области консультативно-процессуальной деятельности:
- способностью различать модальности функционирования;
- способностью взятия ответственности на себя за собственные поведенческие и эмоциональные реакции;
- способностью создания игрового пространства для терапевтического диалога с ребенком;
- способностью творческого приспособления к новизне и неожиданным ситуациям, возникающим в процессе консультирования детей и подростков;
- способностью слышать, видеть и анализировать паттерны детского поведения;
- способностью слушать детские и подростковые переживания;
- способностью отказываться от оценочных суждений детей и подростков;
- способностью отказываться от интерпретаций детского и подросткового поведения;
- способностью отличить факт от суждения или мнения;
- способностью выбора простых форм и методов отреагирования;
- способностью наблюдать и описывать собственную феноменологию и различать детскую феноменологию.
в области организационно-управленческой деятельности:
- способностью организовать пространство для реализации помогающей деятельности;
- способностью анализировать нормативные и методические материалы, нормы и правила;
- способностью организовать рабочее место для смежных специалистов, для реализации услуг в частной практике с применением Гештальта.
в области научно-исследовательской деятельности:
- способностью аккумулировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт в области Гештальта и помогающих профессий;
- способностью участвовать в конференциях и интенсивах с применением личных адаптационных процессов;
- оказывать волонтерскую поддержку при участии в конференциях опытных гештальт-практиков.
Б) Выпускник должен обладать знаниями и умениями в следующих областях психологии и консультирования в гештальт-подходе:
- базовые принципы работы с детьми;
- основные понятия и термины, с которыми работает гештальт-подход с детьми и подростками;
- принципы парадоксальных изменений (А.Бейсер);
- в области проведения и применения игровых экспериментов с детьми;
- фокусировать и концентрировать свое внимание как на отдельных частях процесса, так и целостном его видении;
- осознанно устанавливать собственные границы в контакте с детьми, подростками и их родителями;
- опираться на ситуацию «здесь и сейчас», творчески приспосабливаться к ней, сокращая объем вербальной продукции о «там и тогда»;
- установление контакта с детьми и подростками посредством внимания и присутствия;
- приобретение гибкости собственных границ в контакте со средой.
1.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПОСТУПАЮШЕГО НА ОБУЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь высшее профессиональное образование, базовое образование в области Гештальта.
Наличие указанного образования должно подтверждаться документами государственного или установленного образца.
1.5. ТРУДОЕМКОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Нормативная трудоемкость обучения по данной программе – 550 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.
1.6. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Форма обучения - очно-заочная.
1.7. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
При данной форме обучения учебная нагрузка устанавливается не более 55 часов в месяц, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.
Учебный план программы.