«Сопровождение детей и подростков»

Программа профессиональной переподготовки «Сопровождение роста и развития детей и подростков с применением гештальт-подхода» (квалификация: гештальт-практик)

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель: формирование у слушателей системы теоретических знаний и практических умений и навыков, профессиональных компетенций, необходимых для сопровождения роста и развития детей и подростков с применением гештальт-подхода.

1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

А) Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего программу профессиональной переподготовки «Сопровождение роста и развития детей и подростков с применением гештальт-подхода» для выполнения нового вида деятельности включает:

  • овладение совокупностью теории, способов и техник работы с детьми и подростками, средств и методов, направленных на развитие и изменения, необходимых для работы в сфере помогающих профессий;
  • управление процессом сопровождения пар на пути решения их проблем, задач детско-подросткового развития и изменений;
  • умение организовывать и проводить мероприятия в различных форматах по сопровождению детей и подростков в гештальт-подходе.

Б) Объекты профессиональной деятельности:

  • процессы расширения осознавания и чувственного восприятия детей и подростков;
  • процессы изменений в процессе развития и роста детей и подростков, обратившихся за помощью;
  • механизмы и процессы сопротивления контакту в детско-подростковом развитии;
  • нормативная и методическая документация в профессиональной деятельности.

В) Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

диагностическая деятельность:

  • распознавание и идентификация чувственных переживаний и отличий в диапазоне телесных ощущений;
  • идентификация стереотипизированных поведенческих механизмов (паттернов) детей и подростков;
  • выявление актуализированных потребностей в процессе развития детей и подростков;
  • распознавание механизмов прерывания контакта с родителями;
  • описание качества контакта у детей и подростков;
  • выявление направленности внутриличностных конфликтов в детско-подростковом развитии.

консультативно-процессуальная деятельность:

  • создание условий, необходимых для успешной работы с детьми и подростками;
  • выбор практик для реализации и достижения возможных изменений у детей и подростков;
  • выбор средств и методов Гештальта для успешного продвижения процесса работы с детьми и подростками;
  • привлечение различных форматов практики и экспериментов с применением Гештальта (групповой, индивидуальной);
  • использование игрового компонента в процессе диалогового формата консультационной деятельности при работе с детьми и подростками;
  • освоение на практике возможностей, ресурсов и потенциала детско-подросткового развития;
  • использование многочисленных техник для реализации запросов родителей для работы с детьми;
  • применение практических навыков процесса завершения ситуаций и эмоциональных переживаний у детей и подростков.

Г) Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом (ФГУС нет; есть профессиональный стандарт РШГ):

  • специальный уровень гештальт-практики.

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

А) Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

в области диагностической деятельности:

  • способностью идентифицировать личные ощущения;
  • способностью видеть телесные проявления в парных взаимодействиях;
  • способностью идентифицировать личные чувственные переживания;
  • способностью различений чувственного переживания от интеллектуализаций;
  • способностью идентифицировать свой детский экзистенциальный опыт;
  • способностью осознавания личностных потребностей, желаний в детском и подростковом возрасте.

в области консультативно-процессуальной деятельности:

  • способностью различать модальности функционирования;
  • способностью взятия ответственности на себя за собственные поведенческие и эмоциональные реакции;
  • способностью создания игрового пространства для терапевтического диалога с ребенком;
  • способностью творческого приспособления к новизне и неожиданным ситуациям, возникающим в процессе консультирования детей и подростков;
  • способностью слышать, видеть и анализировать паттерны детского поведения;
  • способностью слушать детские и подростковые переживания;
  • способностью отказываться от оценочных суждений детей и подростков;
  • способностью отказываться от интерпретаций детского и подросткового поведения;
  • способностью отличить факт от суждения или мнения;
  • способностью выбора простых форм и методов отреагирования;
  • способностью наблюдать и описывать собственную феноменологию и различать детскую феноменологию.

в области организационно-управленческой деятельности:

  • способностью организовать пространство для реализации помогающей деятельности;
  • способностью анализировать нормативные и методические материалы, нормы и правила;
  • способностью организовать рабочее место для смежных специалистов, для реализации услуг в частной практике с применением Гештальта.

в области научно-исследовательской деятельности:

  • способностью аккумулировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт в области Гештальта и помогающих профессий;
  • способностью участвовать в конференциях и интенсивах с применением личных адаптационных процессов;
  • оказывать волонтерскую поддержку при участии в конференциях опытных гештальт-практиков.

Б) Выпускник должен обладать знаниями и умениями в следующих областях психологии и консультирования в гештальт-подходе:

  • базовые принципы работы с детьми;
  • основные понятия и термины, с которыми работает гештальт-подход с детьми и подростками;
  • принципы парадоксальных изменений (А.Бейсер);
  • в области проведения и применения игровых экспериментов с детьми;
  • фокусировать и концентрировать свое внимание как на отдельных частях процесса, так и целостном его видении;
  • осознанно устанавливать собственные границы в контакте с детьми, подростками и их родителями;
  • опираться на ситуацию «здесь и сейчас», творчески приспосабливаться к ней, сокращая объем вербальной продукции о «там и тогда»;
  • установление контакта с детьми и подростками посредством внимания и присутствия;
  • приобретение гибкости собственных границ в контакте со средой.

1.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПОСТУПАЮШЕГО НА ОБУЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь высшее профессиональное образование, базовое образование в области Гештальта.

Наличие указанного образования должно подтверждаться документами государственного или установленного образца.

1.5. ТРУДОЕМКОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Нормативная трудоемкость обучения по данной программе – 550 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.

1.6. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Форма обучения - с частичным отрывом от работы.

1.7. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

При данной форме обучения учебная нагрузка устанавливается не более 55 часов в месяц, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.