«Практический инструментарий Гештальта»

Программа профессиональной переподготовки «Практический инструментарий Гештальта»

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель: формирование у слушателей системы теоретических знаний и практических умений и навыков, профессиональных компетенций, необходимых для сопровождения развития и личностного роста детей и взрослых с применением гештальт-подхода. Овладение практическими методами и техниками гештальт-подхода в различных областях его применения, а также получение супервизорской поддержки с помощью более опытных практикующих специалистов.

1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

А) Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего программу профессиональной переподготовки «Практический инструментарий Гештальта» для выполнения нового вида деятельности включает:

  • овладение совокупностью теории, способов и техник работы, средств и методов, направленных на профессиональный рост и развитие, необходимых для работы в сфере помогающих профессий;
  • управление процессом сопровождения клиента на пути решения его проблем, задач его развития и изменений;
  • умение организовывать и проводить мероприятия в различных форматах по сопровождению клиентов в гештальт-подходе;

Б) Объекты профессиональной деятельности:

  • процессы расширения осознавания и чувственного восприятия у клиентов;
  • процессы характерологических изменений в процессе личностного роста клиентов, обратившихся за помощью;
  • механизмы и процессы сопротивления контакту и развития;
  • психосоматические процессы в результате личностного развития;
  • нормативная и методическая документация в профессиональной деятельности.

В) Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

диагностическая деятельность:

  • распознавание и идентификация чувственного переживания и его отличий в диапазоне телесных ощущений;
  • идентификация стереотипизированных поведенческих механизмов (паттернов);
  • выявление актуализированных потребностей;
  • распознавание механизмов прерывания контакта с другими;
  • описание качества контакта;
  • выявление направленности внутриличностных конфликтов.

консультативно-процессуальная деятельность:

  • создание условий, необходимых для успешного продвижения в личностных изменениях и расширения осознавания;
  • выбор практик для реализации и достижения возможных изменений;
  • выбор средств и методов Гештальта для успешного продвижения в личностном росте;
  • разработка индивидуального плана развития с применением средств Гештальта;
  • привлечение различных форматов практики с применением Гештальта (групповой, парной, индивидуальной);
  • использование активного слушания для диалогового формата консультационной деятельности;
  • освоение на практике личностных возможностей, ресурсов и потенциала;
  • использование многочисленных техник для реализации запросов;
  • применение практических навыков процесса завершения ситуаций и эмоциональных переживаний.

Г) *Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом (ФГОС нет; есть профессиональный стандарт РШГ):

  • начальный уровень личной готовности к гештальт-практике.

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

А) Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

в области диагностической деятельности:

  • способность идентифицировать характерологические проблемы личности при сопровождении личностных изменений у клиента;
  • различать особенности невротических реакций и проявления от психопатологических;
  • понимать особенности групповой работы и динамику развития группы;
  • обладать диагностическим инструментарием распознавания особенностей развития организации.

в области консультативно-процессуальной деятельности:

  • способствовать налаживанию и развитию отношений в профессиональной среде;
  • способность слышать клиента и использовать навыки активного слушания;
  • способность отличать и различать свой проективный материал от реальности другого человека;
  • способность применять в диалоговой модели консультирования экспериментальный инструментарий и экологично его использовать при работе с клиентами;
  • способность в эмпатической позиции по отношению к трудностям и проблемам клиентов.

в области организационно-управленческой деятельности:

  • способностью организовать пространство для реализации помогающей деятельности;
  • способностью анализировать нормативные и методические материалы, нормы и правила;
  • способностью организовать рабочее местодля смежных специалистов, для реализации услуг в частной практике с применением Гештальта.

в области научно-исследовательской деятельности:

  • способностью аккумулировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт в области Гештальта и помогающих профессий;
  • способностью участвовать в конференциях и интенсивах с применением личных адаптационных процессов;
  • оказывать волонтерскую поддержку при участии в конференциях опытных гештальт-практиков.

Б) Выпускник должен обладать знаниями и умениями в следующих областях психологии и консультирования в гештальт-подходе:

  • возможность организации и проведение группового тренинга в гештальт-формате;
  • выбор технического инструментария для работы со сновидениями;
  • выбор и наличие методического репертуара для сопровождения организаций и малого бизнеса с целью оказания помощи в организационном развитии;
  • профессионально-коммуникативные навыки (установление и поддержание контакта с клиентами, коллегами; аутентичное выражение своих эмоций и чувств; забота о своей коммуникативной культуре);
  • компетенцию в области креативности (широкий кругозор; спонтанность; нестандартный подход к работе);
  • компетенцию социально-профессиональной ответственности (осознавание собственных границ компетентности; ответственность за безопасность клиента и соблюдение конфиденциальности);
  • компетенцию социально-профессиональной адаптивности (развитие потребности в непрерывном саморазвитии и профессиональном росте; социальное признание профессионального сообщества);
  • навыки ведения в формате гештальт-тренинга, исследование внутригрупповых процессов; применение активных методов групповой работы.

1.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПОСТУПАЮШЕГО НА ОБУЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее непрофильное образование, незаконченное высшее не ранее 3-го курса.

Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного или установленного образца; справкой с места учебы, с подписями и печатью образовательного учреждения, выданной не ранее 2-х недель на момент поступления на программу.

1.5. ТРУДОЕМКОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Нормативная трудоемкость обучения по данной программе – 550 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.

1.6. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Форма обучения - очно-заочная.

1.7. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

При данной форме обучения учебная нагрузка устанавливается не более 55 часов в месяц, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.

 

Учебный план программы.