«Практический инструментарий Гештальта»

«Практический инструментарий в областях применения Гештальта»

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель: формирование у слушателей системы теоретических знаний и практических умений и навыков, профессиональных компетенций, необходимых для сопровождения развития и личностного роста детей и взрослых с применением гештальт-подхода. Овладение практическими методами и техниками гештальт-подхода в различных областях его применения, а также получение супервизорской поддержки с помощью более опытных практикующих специалистов.

1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

А) Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего программу профессиональной переподготовки «Практический инструментарий в областях применения Гештальта» для выполнения нового вида деятельности включает:

  • овладение совокупностью теории, способов и техник работы, средств и методов, направленных на профессиональный рост и развитие, необходимых для работы в сфере помогающих профессий;
  • управление процессом сопровождения клиента на пути решения его проблем, задач его развития и изменений;
  • умение организовывать и проводить мероприятия в различных форматах по сопровождению клиентов в гештальт-подходе;

Б) Объекты профессиональной деятельности:

  • процессы расширения осознавания и чувственного восприятия у клиентов;
  • процессы характерологических изменений в процессе личностного роста клиентов, обратившихся за помощью;
  • механизмы и процессы сопротивления контакту и развития;
  • психосоматические процессы в результате личностного развития;
  • нормативная и методическая документация в профессиональной деятельности.

В) Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

диагностическая деятельность:

  • распознавание и идентификация чувственного переживания и его отличий в диапазоне телесных ощущений;
  • идентификация стереотипизированных поведенческих механизмов (паттернов);
  • выявление актуализированных потребностей;
  • распознавание механизмов прерывания контакта с другими;
  • описание качества контакта;
  • выявление направленности внутриличностных конфликтов.

консультативно-процессуальная деятельность:

  • создание условий, необходимых для успешного продвижения в личностных изменениях и расширения осознавания;
  • выбор практик для реализации и достижения возможных изменений;
  • выбор средств и методов Гештальта для успешного продвижения в личностном росте;
  • разработка индивидуального плана развития с применением средств Гештальта;
  • привлечение различных форматов практики с применением Гештальта (групповой, парной, индивидуальной);
  • использование активного слушания для диалогового формата консультационной деятельности;
  • освоение на практике личностных возможностей, ресурсов и потенциала;
  • использование многочисленных техник для реализации запросов;
  • применение практических навыков процесса завершения ситуаций и эмоциональных переживаний.

Г) *Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом (ФГОС нет; есть профессиональный стандарт РШГ):

  • начальный уровень личной готовности к гештальт-практике.

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

А) Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

в области диагностической деятельности:

  • способность идентифицировать характерологические проблемы личности при сопровождении личностных изменений у клиента;
  • различать особенности невротических реакций и проявления от психопатологических;
  • понимать особенности групповой работы и динамику развития группы;
  • обладать диагностическим инструментарием распознавания особенностей развития организации.

в области консультативно-процессуальной деятельности:

  • способствовать налаживанию и развитию отношений в профессиональной среде;
  • способность слышать клиента и использовать навыки активного слушания;
  • способность отличать и различать свой проективный материал от реальности другого человека;
  • способность применять в диалоговой модели консультирования экспериментальный инструментарий и экологично его использовать при работе с клиентами;
  • способность в эмпатической позиции по отношению к трудностям и проблемам клиентов.

в области организационно-управленческой деятельности:

  • способностью организовать пространство для реализации помогающей деятельности;
  • способностью анализировать нормативные и методические материалы, нормы и правила;
  • способностью организовать рабочее местодля смежных специалистов, для реализации услуг в частной практике с применением Гештальта.

в области научно-исследовательской деятельности:

  • способностью аккумулировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт в области Гештальта и помогающих профессий;
  • способностью участвовать в конференциях и интенсивах с применением личных адаптационных процессов;
  • оказывать волонтерскую поддержку при участии в конференциях опытных гештальт-практиков.

Б) Выпускник должен обладать знаниями и умениями в следующих областях психологии и консультирования в гештальт-подходе:

  • возможность организации и проведение группового тренинга в гештальт-формате;
  • выбор технического инструментария для работы со сновидениями;
  • выбор и наличие методического репертуара для сопровождения организаций и малого бизнеса с целью оказания помощи в организационном развитии;
  • профессионально-коммуникативные навыки (установление и поддержание контакта с клиентами, коллегами; аутентичное выражение своих эмоций и чувств; забота о своей коммуникативной культуре);
  • компетенцию в области креативности (широкий кругозор; спонтанность; нестандартный подход к работе);
  • компетенцию социально-профессиональной ответственности (осознавание собственных границ компетентности; ответственность за безопасность клиента и соблюдение конфиденциальности);
  • компетенцию социально-профессиональной адаптивности (развитие потребности в непрерывном саморазвитии и профессиональном росте; социальное признание профессионального сообщества);
  • навыки ведения в формате гештальт-тренинга, исследование внутригрупповых процессов; применение активных методов групповой работы.

1.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПОСТУПАЮШЕГО НА ОБУЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее непрофильное образование, незаконченное высшее не ранее 3-го курса.

Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного или установленного образца; справкой с места учебы, с подписями и печатью образовательного учреждения, выданной не ранее 2-х недель на момент поступления на программу.

1.5. ТРУДОЕМКОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Нормативная трудоемкость обучения по данной программе – 550 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.

1.6. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Форма обучения - с частичным отрывом от работы.

1.7. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

При данной форме обучения учебная нагрузка устанавливается не более 55 часов в месяц, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.