«Психокоррекция в работе с детьми»

Программа профессиональной переподготовки «Психотерапия и психокоррекция детских проблем: теория и практика» (с применением дистанционных технологий). Квалификация: гештальт-практик по работе с детьми

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель: формирование у слушателей системы теоретических знаний и практических умений и навыков, профессиональных компетенций, необходимых для психологического сопровождения детей, подростков и их родителей с использованием методов и техник гуманистической психотерапии, включая гештальт-подход.

1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

А) Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего программу профессиональной переподготовки «Психотерапия и психокоррекция детских проблем: теория и практика» для выполнения нового вида деятельности включает:

  • овладение теоретическими знаниями, практическими навыками работы с детьми и подростками, средствами и методами, направленными на изменения личности и характера ребенка и его родителей;
  • управление процессом сопровождения детей и их семей на пути разрешения их проблем, задач детско-подросткового развития и изменений;
  • умение организовывать и проводить мероприятия в различных форматах по сопровождению детей и подростков в Гештальте.

Б) Объекты профессиональной деятельности:

  • процессы расширения осознавания и рефлексии детей и подростков;
  • процессы изменений в процессе психологической работы с детьми и подростками, обратившимися за помощью;
  • механизмы и процессы сопротивления изменениям в детско-подростковом развитии;
  • нормативная и методическая документация в профессиональной деятельности.

В) Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

диагностическая деятельность:

  • идентификация дезадаптивных способов контакта ребенка с собой и с другими;
  • распознавание поведенческих механизмов (паттернов) детей и подростков;
  • выявление актуальных потребностей в процессе работы с детьми и их родителями;
  • распознавание механизмов прерывания контакта с родителями и средой;
  • описание качества отношений у детей и подростков;
  • выявление направленности внутриличностных конфликтов в детско-подростковом развитии.

консультативно-процессуальная деятельность:

  • создание условий, необходимых для успешной работы с детьми и подростками;
  • выбор практик для реализации и достижения возможных изменений у детей и подростков;
  • выбор средств и методов Гештальта для успешного продвижения процесса работы с детьми и подростками;
  • привлечение различных форматов практики и экспериментов с применением Гештальта (групповой, индивидуальной);
  • использование игрового компонента в процессе диалогового формата консультационной деятельности при работе с детьми и подростками;
  • освоение на практике возможностей, ресурсов и потенциала детско-подросткового развития;
  • использование техник для реализации запросов родителей для работы с детьми;
  • применение практических навыков процесса завершения ситуаций и травматических эмоциональных переживаний у детей и подростков.

Г) Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом (ФГУС нет; есть профессиональный стандарт РШГ):

  • специальный уровень гештальт-практики.

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

А) Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

в области диагностической деятельности:

  • способностью идентифицировать личные чувства и резонансы;
  • способностью видеть феноменологию телесных проявлений у ребенка;
  • способностью к различению чувственного переживания от рационального;
  • способностью идентифицировать личный детский экзистенциальный опыт;
  • способностью осознавания личностных потребностей, желаний в детском и подростковом возрасте.

в области консультативно-процессуальной деятельности:

  • способностью различать модальности контакта;
  • способностью взятия ответственности на себя за собственные поведенческие и эмоциональные реакции;
  • способностью создания игрового пространства для терапевтического диалога с ребенком;
  • способностью творческого приспособления к новизне и неожиданным ситуациям, возникающим в процессе консультирования детей и подростков;
  • способностью слышать, видеть и анализировать паттерны детского поведения;
  • способностью к активному слушанию детских и подростковых переживаний;
  • способностью отказываться от оценочных суждений детей и подростков;
  • способностью отказываться от интерпретаций детского и подросткового поведения;
  • способностью отличить факт от суждения или мнения;
  • способностью выбора простых форм и методов отреагирования эмоциональных переживаний у детей;
  • способностью наблюдать и описывать собственную феноменологию и различать детскую феноменологию.

в области организационно-управленческой деятельности:

  • способностью организовать пространство для оказания помощи и поддержки детям и их семьям.
  • способностью анализировать нормативные и методические материалы, нормы и правила;
  • способностью организовать рабочее место для смежных специалистов, для реализации услуг в частной практике с применением Гештальта.

в области научно-исследовательской деятельности:

  • способностью аккумулировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт в области работы с детьми и подростками в гештальт-подходе и других направлениях психотерапии;
  • способностью участвовать в конференциях и интенсивах;
  • оказывать волонтерскую поддержку при участии в конференциях опытных гештальт-практиков.

Б) Выпускник должен обладать знаниями и умениями в следующих областях психологии и консультирования в гештальт-подходе:

  • базовые представления о работе с детьми и подростками, а 1также членами их семей;
  • основные понятия и термины, с которыми работает гештальт-подход с детьми и подростками;
  • принципы теории парадоксальных изменений (А.Бейсер);
  • особенности проведения и применения игровых экспериментов с детьми;
  • стратегии к установлению и соблюдению личных границ в контакте с детьми, подростками и их родителями;
  • принципы работы с опорой на принцип «здесь и сейчас», представления о творческом приспособлении, знания об экспериментах, допустимых в практике работы с детьми и родителями.

1.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПОСТУПАЮШЕГО НА ОБУЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь высшее профессиональное образование, базовое образование в области Гештальта.

Наличие указанного образования должно подтверждаться документами государственного или установленного образца.

1.5. ТРУДОЕМКОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Нормативная трудоемкость обучения по данной программе – 252 часа, включая дистанционную и самостоятельную учебную работу слушателя.

1.6. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Форма обучения – очно-заочная (дистанционная).

1.7. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

При данной форме обучения учебная нагрузка устанавливается не более 50 часов в неделю, включая дистанционную и самостоятельную учебную работу слушателя.

 

Учебный план программы.